• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Пророк Мухаммад (ﷺ) как педагог и особенности его системы обучения

Время чтения: 3 мин
10611

Свидетельства в Священном Коране и Сунне о том, что Посланник Аллаха (ﷺ) являлся наставником для людей.

«Он — Тот, Кто отправил к неграмотным людям Посланника из их среды. Он читает им Его аяты, очищает их и обучает их Писанию и мудрости, хотя прежде они пребывали в очевидном заблуждении» (сура аль-Джума, аят 2).

«Любое благо, которое достается тебе, приходит от Аллаха. А любая беда, постигающая тебя, приходит от тебя самого. Мы отправили тебя посланником для людей. Довольно того, что Аллах является Свидетелем» (сура ан-Ниса, аят 79).

«Мы отправили тебя ко всем людям добрым вестником и предостерегающим увещевателем, но большинство людей не знает этого» (сура Саба, аят 28).

Сунна Посланника Аллаха (ﷺ)  служит примером призыва людей к истине и о Его миссии путеводителя на этом пути.

Абдуллах бин Амр бин Ас (р.а.) сказал: «Однажды Посланник Аллаха выйдя из дома отправился мечеть. Войдя в мечеть он увидел две группы людей, сидящих кругом. В одном круге читали Священный Коран и молились Всевышнему, в другом же учили людей и обучались. Наби Аллах (ﷺ) сказал на это: «Все они совершают благое. Эти читают Коран и упоминают Аллаха. Другие же обучают и учатся. Я тоже был послан наставником» и сел рядом с ними. (Ибни Маджа, 1/83, аль-Мукатдима, бабу фадлиль-улемаи валь хасси аля талябин. Ад-Дарими, Ас-Суннан, стр 54).

В беседе с Айшой (р.а.) Посланник Аллаха (ﷺ) сказал следующее: «Аллах меня послал сюда в качестве наставника и того, кто облегчает, а не в качестве того, кто усложняет и призывает совершать ошибки» (Муслим Х/81, Китабуль-талак).

Муавия бин аль-Хакам ам-Сулеми поведал следующее: «Однажды, когда мы с Посланником Аллаха (ﷺ) читали вместе с джамаатом намаз, кто-то из читавших чихнул. Я тут же сказал «ЯрхамукАллах», но ощутил на себе суровые взгляды из числа читавших. Я сказал: «Что такого, что вы все так на меня смотрите?», но увидев, как они приложив руку к губам жестами меня просят замолчать я утих. После окончания намаза Посланник Аллаха (ﷺ) позвал меня к себе. Я не видел ни до, ни после Него (ﷺ) более лучшего учителя, коим Он (ﷺ) являлся. Клянусь Аллахом, он не поругал меня, не побил и даже не упрекнул, а лишь сказал: «Знаешь, намаз состоит из упоминания Аллаха, Его восхваления и чтения Корана. Разговаривать же во время намаза будет неверным» (Муслим V/20, Китабу-салят, бабу тахримиль калям фис-салят).

История доказала, что Он (ﷺ) был прекрасным учителем.

История доказала нам, что Посланник Аллаха (ﷺ) был прекрасным учителем. Для убеждения в этом достаточно взглянуть хотя бы на то, что было и творилось до начала Его пророческой миссии и что же было после.  А то, что великие наставники пришедшие после Него (ﷺ) признали Его величие как прекрасного педагога и непревзойденного учителя лишнее тому свидетельство.

Знает ли история кто-то еще сумевшего воспитать и научить такое количество людей, скольких обучил Пророк (ﷺ) и наставил на путь истины? А его сахабы? Вспомните кем они были до знакомства с Посланником Аллаха (ﷺ) и кем они стали после. Сахабы, как, впрочем, и все те, кто познал истину, являются ярким примером и живым свидетельством того, что самым лучшим учителем и наставником в истории был и будет Посланник Аллаха (ﷺ). И как сказал один из великих: «И если бы Пророк (ﷺ) не показывал чудес, а были бы у Него (ﷺ) только сахабы, то и этого было бы достаточно в качестве весомого доказательства подлинности Его пророческой миссии» (Аль-Карафи, аль-Фурук, IV/170).

Продолжение следует

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

 

Социальные комментарии Cackle