• Фаджр
    00:03
  • Восход
    01:33
  • Зухр
    09:00
  • Аср
    13:34
  • Магриб
    15:54
  • Иша
    17:56

Программа аттестации духовенства, предложенная Марджани

Время чтения: 3 мин
3172

Текущий год проходит под знаком выдающегося религиозного и общественного деятеля, ученого и философа, историка и этнографа Шигабутдина Марджани (1818-1889).

В 1915 году во время подготовки к 100-летию мыслителя в Казани была издана книга, посвященная великому ученому. В нее вошли сочинения Ш.Марджани, воспоминания о нем. Среди авторов этого фундаментального труда был Шагар Шараф – крупный ученый и журналист. Именно ему выпала честь написать наиболее полную и достоверную биографию  богослова.
Islam-today продолжает публикацию глав из этого очерка

После указанных событий Марджани хорошо осознал насколько трудно наладить взаимоотношения с муллами и людьми. Дело осложнялось и тем, что общественная мысль была на низком уровне, трудно было также найти взаимопонимание со служителями культа. В результате долгих размышлений он выработал свой план, в его реализации богослов рассчитывал на поддержку Духовного управления, в частности, на его посредническую роль. Известно о нескольких проектах Марджани, адресованных Духовному управлению. Здесь мы приведем три проекта. Один из них касается вопросов аттестации лиц духовного звания в ДУМ.

Марджани, в частности, пишет: «Ваш покорный слуга предлагает лицам, которые держат экзамены перед  Шариатским обществом и Исламским судом: утверждающиеся на звание муэдзина должны знать следующее – наизусть знать слова Свидетельства, а также уметь объяснить их значения; иметь знания по книге «Устуани» в изложении на тюркском; по-арабски знать книги «Таглимес салават» и «Мунният», было бы прекрасно, если в список обязательной литературы включить книгу «Саглюк».

Лицо, претендующее на должность имама, кроме вышеперечисленного, обязан знать книги «Гакаид», «Куддури» и «Карабаш», уметь их правильно читать. Из них он должен выучить книгу «Гакаид» и знать ее смысл. То же самое касается и «Куддури». Претендент должен уметь объяснять суть вопросов, изложенных в этой книге.

Человек, который держит экзамен на степень хатиба и мугаллима кроме того, что было указано выше непременно должен знать из разделов фикха книги «Мухтасаре викайя» и «Шархе викайя» или «Хуласатед-далаиль», из разделов об этике книги «Гайнель-гильм» или «Тарикате Мухаммадия», по грамматике книги «Анмусадж» и «шархе Мелла».

Лицо, сдающее экзамен на звание мударриса, кроме вышеперечисленного должно обладать знаниями в области вероисповедании по книгам «Шархе гакаид» или «Гумдат», по логике «Шамсия» или «Тахзиб», фикху «Хидая» или «Шархель-джамигулькабир», «Шархе фараизе Сираджия» и «Хулясатель-хисаб», усуле фикху «Таузих» или «Шархе манар», хадисам «Мишкятиль-масабих» или «Масабих», по тафсиру «Байзави».

Было бы замечательно, если на должность ахуна избирались мударрисы, обладающие безукоризненными качествами вероисповедания, чувства справедливости, знаний, трудолюбия и стойкости. В его повседневной работе проявится накопленный опыт в познаниях книг фетв, так как эти смыслы, заключенные в данных книгах познаются не в результате механического чтения».

Эта программа испытаний, предложенная Марджани, была составлена на основе самых лучших книг, изучаемых в то время. В них нашли отражение те базовые знания, которые были необходимы для имамов. В том случае, если предложенная богословом программа, была бы принята, то шакирды того времени вместо бесполезных дискуссий по логике и каляму, изучению никчемных шархов и хашия, занимались бы конкретными предметами, имеющими непосредственное отношение к Исламу, которые  упомянуты выше. Именно тогда возросло бы число имамов, правильно понимающих веру и способных наставить народ на путь истинный.  Это способствовало бы поднятию на новый уровень испытаний, проводимых в Духовном управлении и их методики, что непременно благотворно отразилось бы и на  духовной жизни народа.

Однако проблемы экзаменов, поднятые Марджани 30-40 лет назад, несмотря на выступления сотен, а может быть и тысяч ораторов не разрешены до настоящего времени и почему-то стоят на повестке дня до сих пор. Дело обстоит ровно так, как это было столетие назад, до сих пор несведущим лицам выдаются свидетельства на исполнение должностей мударрисов и хатибов, до настоящего времени мударрисов экзаменуют по вопросникам, которые предназначены для испытания учителей начальных школ. Именно поэтому и сегодня продолжается выдача дипломов на звание имама и мударриса бездарям.

С книгой о Марджани в арабской графике можно познакомиться на портале www.darul-kutub.com

Islam-Today

🔥 Тестовая вставка socialShare.html.twig
Социальные комментарии Cackle
Яндекс.Метрика