Проект Волго-Донского канала: как турецкий султан Селим пытался освободить Казань и Астрахань
Идея объединения Волги и Дона путем строительства канала была впервые задумана турецким главным визирем Семизом Али-пашой в 1563 году. Объединив Каспий с Черным морем, он должен был обеспечить новое развитие водного торгового пути с Ираном и Центральной Азией.
Это привело бы к оживлению исторического торгового пути Туркестан-Астрахань-Крым. Этот канал также мог бы облегчить туркам бесперебойные поставки провизии и оружия во время военных походов на Иран. В тоже время канал имел другую цель - противодействовать Московскому государству как новой угрозе на севере. Кроме того, Османская империя хотела предоставить для туркестанских паломников новый путь для хаджа, в обход Ирана и Московского государства. Мехмет-паша Соколлу - последний главный визирь Сулеймана Великолепного, представил эту идею султану. Однако смерть султана Сулеймана Великолепного во время военного похода в 1566 году оставила первую попытку создания канала неосуществленной.
После завоевания Московским государством Казанского (1552-1556 гг.) и Астраханского (1556 г.) ханств, на имя турецкого султана стало приходить множество жалоб о притеснении местных мусульман в этом регионе. Во время правления Селима II было принято решения освободить Казань и Астрахань. Для этого Мехмет-паша Соколлу поручил Касим Бею организовать военный поход против русских в Астрахани.
Первоначальная цель сводилась к захвату Астраханской крепости и началу параллельной работы по строительству канала. Место для разрытия канала было выбрано к северу от Астрахани. В свое время древние греки определили эту местность как самую низменную равнину между Доном и Волгой, прежде чем они впадают в два отдельных моря. Все необходимое для похода и земляных работ было сосредоточено в Азовской крепости. Азов стал важной базой кампании и отправной точкой движения.
В апреле 1569 года вместе с флотом под командованием каптан-ы-дерьи Мустафы-паши в регион были отправлены три тысячи янычаров. А основная рабочая сила и запасы были отправлены в августе 1569 года военно-морским флотом под командованием каптан-ы-дерьи Али-паши. Кроме того, 30 000 ногайских татар были наняты для работ по разрытию канала.
В августе 1569 г. бейлербей Кафы Касим-паша начал работы по разрытию канала. Это место между речками Иловля (приток Дона) и Камышинка (приток Волги), где ныне находится город Петров Вал Камышинского района Волгоградской области. В течение трех месяцев была выкопана треть расстояния между двумя реками. Однако между рабочими и солдатами стали возникать разногласия и недовольство. Существует мнение, что это было результатом скрытой пропаганды крымского хана Девлет Гирея, который был обеспокоен усилением Османского государства в регионе, что могло негативно отразиться на автономии крымских правителей.
Помимо того, что крымский хан не хотел осуществления этого проекта, по приказу Ивана Грозного начались атаки русской конницы во главе с Петром Серебряным, а также приближалась зима. Все это привело к замедлению работ по созданию канала. В конце концов крымский хан убедил султана отказаться от проекта строительства канала под предлогом, что такой канал сделает небезопасным Черное море для Турции. И предложил ограничиться лишь военным походом на Астрахань.
Таким образом, проект канала оказался незавершенным. Начатые с большими усилиями и затратами проект Волго-Донского канала и астраханский военный поход оказались безрезультатными. Поскольку Девлет Гирей не оказал никакой помощи, Касим-паша вынужден был отступить к Азову после того, как потерял в степях почти всю свою армию.
Вторую попытку прорыть канал в том же самом месте в 1697-1701 годах предпринял Петр I. Теперь уже Россия проводила экспансию на юг, наступая на турок и Крым. Но Северная война со Швецией помешала ее осуществлению. История неудачного строительства канала Петром I легла в основу повести Андрея Платонова “Епифанские шлюзы”.
Идею соединения рек каналом, которую не удалось реализовать султану Селиму II и императору Петру I, воплотил Иосиф Сталин. В 1952 году прежде изолированный волгодонским перешейком от речных торговый путей России Дон стал единым звеном глубоководной транспортной системы.
Мухсин Нурулла