Реклама
История

Правда ли, что хадисы, переданные от женщин, самые достоверные?

1287

Вклад женщин в истории Ислама

Вклад женщин в истории Ислама

Начало: 6 женщин, которые внесли вклад в распространение Ислама

Сообщается, что Аль-Микдад ибн Ма’дикариб, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Однажды Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) встал среди людей, восхвалил Аллаха и сказал трижды: «Поистине, Аллах завещает вам относиться к женщинам хорошо! Поистине, они – ваши матери, ваши дочери, ваши сёстры, ваши тёти. Поистине, человек из числа людей Писания женился на женщине, проявляя к ней терпение, [и никогда не бил её, оставляя следа на теле]. И они умирали в старости, питая любовь друг к другу» (Ат-Табарани).

Мы продолжаем знакомить вас, наши дорогие читатели, с биографией мусульманок, которые всю свою жизнь положили не только на воспитание достойного потомства, но и на распространение Ислама, развитие исламских наук.

В первую очередь хочется рассказать о женщинах, сыгравших огромную роль в жизни Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего), – его кормилица Халима и служанка Барака. В раннем детстве Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) был отдан небогатой бедуинке Халиме, она воспитывала его как родного сына до пяти лет, ей первой была дана весть о том, что он станет выдающейся личностью.

Другой верной помощницей Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) была абиссинская рабыня Барака. Она первой приняла его на руки после рождения, приглядывала за ним после смерти его матери, служила ему в доме Хадиджи.

Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) называл её матерью. Барака была одной из первых, кто принял пророчество Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Она говорила: «Я никогда не оставляла его, и он никогда не покидал меня».

Барака сопровождала Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) во многих его экспедициях, в том числе и военных, она ухаживала за ранеными, приносила воду воинам на передовые позиции. Смелость её была беспредельной.

Она пережила Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), и это был единственный человек, кто был с ним с самого момента рождения и до последнего вздоха. Статус Бараки в Исламе очень высок, несмотря на то, что в реальной жизни она была всего лишь рабыней.

Жёны Порока (мир ему и благословение Всевышнего), жёны и дочери халифов, шейхов, богословов заводили свои домашние школы, где обучали студентов истории, основам шариата, поэзии, грамматике. Эта традиция стала одной из доминирующих во всей истории мусульманской цивилизации. Именно женщины являются первыми и основными воспитательницами, учителями подрастающего поколения.

Из истории Ислама известно много случаев, когда женщины обучали своих мужей. Например, дочь выдающегося ученого аль-Самарканди, Фатима, выйдя замуж за ученика отца, утром увидела, как её муж куда-то собирается. На её вопрос он ответил, что собирается в школу её отца. Она сказала ему: «Сядь, я научу тебя всему тому, что знает мой отец». Целый месяц её супруг не ходил на обучение, так как учился у своей жены, одной из блестящих учёных своего времени.

Женщины – учёные, богословы, факихи – были известны по всему мусульманскому миру. В мусульманской литературе упоминается более восьмисот женщин, которые передали хадисы непосредственно от Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), и все они считаются истинными.

Аль-Хафиз ибн Асакир, один из известнейших учёных, который вошёл в историю под именем «Хафиз аль-умма», то есть «учитель исламской общины», говорит, что в течение жизни среди его учителей было свыше восьмисот женщин. Авторитетный мусульманский богослов заметил, что он насчитал более четырехсот мужчин, передатчиков хадисов, которые вызывали сомнения в их достоверности, но не знал ни одной женщины, чей пересказ отвергался или подвергался сомнению.

Одной из наиболее ярких женщин из числа мухаджиров является Асма, дочь Абу-Бакра, первого после Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) в истории Ислама халифа. Она была сестрой Айши по отцу. Асма стала восемнадцатым человеком, принявшим мусульманскую веру.

Именно она готовила еду и запасы воды для переселенцев. По пути в Медину Асма родила сына, назвав его Абдалла; он был встречен шумными возгласами, так как это был один из первых новорождённых мусульман. Асма жила в крайней бедности, ей приходилось тяжко работать, но она никогда не роптала на свою судьбу.

В мусульманской историографии приводится следующая история из жизни Асмы. Её мать оставалась жить в Мекке и продолжала поклоняться языческим богам. Однажды она приехала с богатыми подарками навестить свою дочь в Медине. Прежде чем принять свою мать и подарки, Асма послала гонца к Пророку (мир ему и благословение Всевышнего), чтобы узнать, как ей надлежит вести себя с матерью-идолопоклонницей.

Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал ей, что она обязана принять и мать, и её дары. Другой сюжет повествует о том, как однажды сын привез ей из Ирака роскошное платье. Асма, которая всю жизнь провела в лишениях, отказалась принять его, так как платье слишком подчеркивало контуры её тела, а это противоречит нормам шариата.

Среди жителей Медины было немало женщин, которые сразу и безоговорочно вошли в общину мусульман. Одна из них – Умм-Сулайм, дочь Милхана, она также известна в мусульманских источниках как Румайза или Гумайза. Она вышла замуж за Малика и родила ему сына.

После принятия ею Ислама Малик был страшно рассержен, в том числе и за то, что жена способствовала обращению в Ислам их сына. В конце концов он проклял её и развелся с Румайзой, но она осталась верна религии. Вскоре её супруг был убит кем-то из его личных врагов, и она одна воспитывала сына.

В десятилетнем возрасте эта женщина отдала сына в дом Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), чтобы он помогал ему и одновременно учился у него. К ней посватался один из самых богатых, сильных и красивых молодых людей Медины. Она ответила ему, что мусульманка не может выйти замуж за человека, который покланяется куску дерева (идолу). Но если он примет Ислам, то это будет лучшим махром для неё, и она отдаст ему руку и сердце.

Он приходил к ней с более пышными дарами, но она также отвергала его, говоря: «Как можешь ты поклоняться куску дерева, срубленному обычным человеком?» В конце концов молодой человек принял Ислам и предложил свое богатство Умм-Сулайм, но она отказалась, сказав, что райская награда за то, что с её помощью человек обратился в Ислам, для неё выше всех богатств.

Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Когда на свет появляется девочка, Всевышний Аллах посылает туда ангелов, а они приветствуют: «Мир вам обитатели этого дома!» Затем ангелы покрывают родившуюся девочку своими крыльями, поглаживают головку и говорят: «Как она слаба и беспомощна, и вышла из слабого тела. Если отец будет растить её, то до Судного Дня ему будет помощь от Аллаха» (ат-Табарани).

Ильмира Гафиятуллина

Реклама
Социальные комментарии Cackle
Home