• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Первые мусульманские печатные издания Корана. 1 часть

Время чтения: 3 мин
5584

 

25 мая 1800 г., по просьбе «татар Казанской, Оренбургской и других губерний о снабжении их книгами», Павел I разрешил передачу Казанской гимназии типографии Шнора, находившейся в ведении Сената. Из указ следовало: «два стана переместить в Казань и отдать их в ведомство Казанской гимназии, которой препоручается цензура всех привозимых и выпускаемых на татарском и других азиатских языках книг, о дозволении под строгим смотрением оной, печатать потребное число Алкоранов…». Типография разместилась в здании Казанской гимназии, называлась «Азиатской» и имела только арабографические шрифты.

Содержателем этой типографии стал Габдельгазиз Токтамыш улы Бурашев, работниками были казанские татары Хамзя Мамышев и Гали Рахматуллин. Эта типография и является первой мусульманской типографией в мире. Печатание книг началось в феврале 1801 года. Для определения достоверности текста Корана был назначен имам мечети Старотатарской слободы Мухаммед Абдразяков, проверка остальных книг осуществлялась муфтием в Оренбурге. После пробных наборов других книг типография приступила к самой важной работе: переизданию полного текста Корана.

Для удобства чтения прежний набор Корана был значительно изменен, из одного тома большого формата были созданы два тома в половину листа. И самое главное – отказались от комментариев по полям текста, которые были нарушением канонической традиции воспроизведения Корана. В августе 1803 г. полуторатысячным тиражом вышло первое мусульманское издание Корана.

Одновременно был подготовлен уникальный и более уже не использовавшийся набор для книги очень маленького формата. Текст, разделенный на 30 частей, по три в каждом томе составил десять томов малоформатного издания. Оно предназначалось для детского чтения, как указано в конце книги Г.Т. Бурашевым - «Әтфальләр очен ошбу Кәламе Аллаһ шәрифнең тәркиб вә низамы илә басма улмакына фәрмане һөмаюнә сәбеб улдыкымыза укыянлардан вә мәнфәгать аланлардан хәер-дога илә яд улмакымыз мәрҗүдер” – текст на последней странице издания был прочитан главным библиографом Отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Д.Г.  Абдуллиной в 2005 году.

Это уникальное издание вышло тысячным тиражом, из которого до нас дошли только четыре экземпляра. Два полных хранятся в библиотеке Казанского государственного университета и в Баварской Национальной библиотеке, еще два неполных: один также у нас, второй в библиотеке Санкт-Петербургского филиала Института Востоковедения РАН.

С 1803 года ставший каноническим казанский двухтомный вариант издания Корана стал распространяться в восточных регионах Российской империи и в мусульманских государствах.

В последующие годы тиражи каждого года изданий Корана составляли от полутора до трех тысяч экземпляров, которые быстро расходились. Бурашев сам подавал прошения о дозволении ему «свободной продажи книг за границею», мотивируя тем, что они продаются уже в Нахичевани.

К 1806 г. уже другие содержатели типографии Юсуп Исмаил улы Апанаев и братья Юнусовы стали печатать и прежний, петербургский, вариант издания Корана без указания года и места издания. Апанаев в 1805 г. специально подчеркивал, что это издание получило императорское высочайшее одобрение, чтобы вопрос о цензуре, не задерживал работу типографии.

В это время не раз поднимался вопрос о состоянии «алкоранного» шрифта и другого типографского оборудования. Апанаев утверждал, что после Бурашева все шрифты пришли в негодность. Однако, неизвестно, в каком состоянии они прибыли из Петербурга. В конце 1810-х гг. с качеством шрифтов вопрос был решен, так как сначала Апанаев их закупал, а затем начали отливать матрицы и пунсоны в самой типографиии пополнение шрифта стало регулярным: «хранящиеся при Сенате оной пунцонами выбито все матрицы для здешней типографии, дабы здесь всегда можно было отливать литеры, что по нежности знаков и букв необходимо нужно. Словолитчика соглашается содержать нынешний откупщик типографии Апанаев». Можно предположить, что это оборудование оставили в Петербурге в 1800 г. не случайно – возможность печатать без матриц и пунсонов значительное количество книг изначально исключалась. С обретением возобновляемых в Казани шрифтов стали разрабатываться такие их виды, как «Терция татарская», «Парагон татарский», «2-й татарский» и другие элементы набора в восточном стиле - заставки, рамки, бордюры и т.д.

Эльмира Амирханова

Продолжение следует

Социальные комментарии Cackle