• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Пятничный намаз в каирской соборной мечети «Рифаи»

Время чтения: 3 мин
3463

«В мусульманских странах» так называются путевые заметки  общественного деятеля и писателя Гаяз Исхаки (1878-1954). Впервые они были опубликованы в журнале “Яңа милли юл” (“Новый путь нации”) в 1932 году. Автор был среди делегатов Всемирного конгресса мусульман. Для нас представляют интерес впечатления и наблюдения мастера пера об образе жизни и взглядах мусульман Палестины и Египта более 80 лет назад.

Islam-today продолжает публикацию очерка.

Наступила пятница и я решил пойти на пятничный намаз в самую большую мечеть Каира. Мой спутник Хамза Тагир бек решил показать мне дорогу. Самые известные мечети Каира: Сайдна Хусейн, Сайдаи Зейнаб, Имам Шафи, Рифаи, Умар ибн Гас, Жамигуль-Азхар и другие. В мечети Сайдна Хусейн имеется могила хазрати Хусейна. Там захоронена его голова. Мечеть Сайдаи Зейнаб так названа в честь дочери Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) по имени Зейнаб и считается самой вместительной и красивой мечетью Каира. Мечеть имени Умара ибн Гаса считается самой древней, а мечеть Рифаи – самая крупная  и известная соборная мечеть Каира. Именно в эту мечеть, в которую стекаются тысячи правоверных, я и решил направиться. Для того чтобы занять более удобное место, я пришел на намаз к одиннадцати часам. В это время там находилось несколько прихожан, которые читали Коран.

Помещение мечети весьма просторно и ее множество дверей были распахнуты настежь, и потому с улицы доносился городской шум. В половине двенадцатого десятки муэдзинов и служителей подойдя к дверям стали громко провозглашать аяты и суры из Благородного Корана. Однако это еще не был азан, а всего лишь считались призывом к прохожим к богослужению. Так продолжалось примерно четверть часа. Помещение мечети начало наполняться правоверными. В уголке слышался очень красивый голос Коран-хафиза, читающего Священную Книгу. Его протяжное и напевное чтение было столь великолепным, что все обращали на него внимание и было видно, как люди испытывают настоящий восторг от мастерства чтеца. Временами они и сами отвечали чтецу и присоединялись во время провозглашения салаватов.

Наконец муэдзин подал голос и звонким голосом протяжно и нараспев стал провозглашать привычный нам всем азан. Его голос был до того необычен и очень мелодичен, и он так мастерски варьировал тональность своего голоса, что нам – новичкам было не просто уследить за словами и уразуметь их. Даже во время азана тот Коран-хафиз не приостановил своего чтения. Азан завершился, а помещение мечети было заполнено молящимися. И в друг кто-то из задних рядов вскрикнул «ас-салят». Прихожане с шумом дружно встали на намаз. Потому как в мечети были представители разных мазхабов, намаз они все совершали по своему. Некоторые, например, в кияме стояли с опущенными по швам руками, кое-кто перед поясным поклоном в рукуге приподымали ладони на уровень плеч, а некоторые совершали намаз также как и мы по ханафитскому обычаю. Обратил внимание и на то, что все совершавшие намаз, выполнили всего лишь два ракаата.

Намаз завершился, имам-хатиб поднялся на минбар, затем муэдзин провозгласил азан, а стоявшие в задних рядах муэдзины повторили его. Хутба ничем не отличалась от тех наставлений, которые произносятся в наших мечетях. Мне показалось, что имам произнес ее с некоторой прохладцей, и совсем обычным тоном. В его словах не прозвучало также привычных слов приветствий в адрес первых халифов и своих нынешних правителей. И в моей памяти живо предстали картины из нашей действительности, как, несмотря на строгий наказ со стороны царских властей муллам не упоминать халифов и не читать в их память ду’а в некоторых приходах тайно все же читались молитвы. Было странно как в этой казалось бы мусульманской стране, не соблюдаются эти привычные правила.

Намаз подошел к концу и прихожане стали расходиться. Часть их них направилась к выходу, а некоторые собрались возле михраба и окружили имама, читающего ва’аз. Другая часть встала за другим имамом и  продолжила пятничный намаз. Это были те, кто посчитал, что в Каире во время пятничного намаза не соблюдены все условия религиозного ритуала, предписываемого Шариатом.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle