Пакистан - 1974: дело ахмадийцев
Многие пакистанцы двойственно относятся ко времени правления премьер-министра Зульфикара Али Бхутто. Одни считают, что этот политик, придерживавшийся социалистических взглядов, хотел с помощью своих реформ вытянуть страну из вековой отсталости. Другие полагают, что его действия нарушили естественный ход развития страны и ввергли ее в пучину нестабильности, в результате чего к власти пришли военные, влияние которых до сих пор сильно во внутренней политике страны.
Несомненно одно – в годы его правления Пакистан пережил множество кризисов, в том числе и в сфере идеологии, так как новая модернистская философия, густо замешанная на левых идеях с большим трудом приживалась в традиционно консервативном обществе. Бхутто вынужден был идти на компромиссы с религиозными партиями, которые подвергали яростной критике его политику.
К 1974 году со всей остротой встал вопрос о судьбе приверженцев секты Ахмадийя.
После падения мусульманского государства Индии – империи Великих Моголов в стране начали возникать многочисленные секты. Ахмадийя была одной из них. Ее основатель – Мирза Гулям Ахмад объявил, что получил Божественное откровение и самим Богом призван реформировать ислам и все другие религии индийского субконтинента.
Он объявил, что является Христом для христиан, чьего второго пришествия они ожидают, Махди – для мусульман, воплощением бога Кришны для индуистов и Буддой для буддистов, посланным для оживления истинной веры.
После смерти Мирзы его последователи разделились еще на две секты: кадианитов и лахорцев. Кадианиты утверждали, что Мирза был пророком и объявили всех мусульман, которые не признают этого немусульманами. Лахорцы считали, что Мирза не объявлял себя пророком.
Мусульмане субконтинента не сразу прониклись враждебностью к сектантам.
Поворотной точкой в их отношении к секте стал 1914 год, когда лидер ахмадийцев Мирза Ахмад начал публично провозглашать, что покойный лидер секты был мессией и те мусульмане, которые в это не верят, являются неверующими.
Это не осталось незамеченным со стороны индийских улемов, которые призвали «решить проблему ахмадийцев».
Тем не менее, все это не помешало руководству секты вступить во Всеиндийскую исламскую лигу, руководимую будущим основателем Пакистана Мухаммадом Али Джинной.
Необходимо учитывать тот факт, что Лига в то время (40-е годы 20 века) представляла собой причудливую смесь мусульман-модернизаторов, секулярных демократов, религиозных деятелей и даже марксистов.
Например, во время выборов в правительства индийских штатов в 1946 году основную агитацию за Лигу вели улемы, а избраны были в основном те, кто придерживался марксистской и социалистической ориентации.
Улемы пытались поднять вопрос об объявлении ахмадийцев немсульманами не один раз.
В 1954 году премьер-министр Пенджаба, ветеран Лиги Миан Мумтаз Даултана открыто обвинил их в ереси. После его заявлений начались погромы ахмадийцев в Лахоре, но они были быстро подавлены военными, а Даултана был смещен со своей должности. Он не учел, что ахмадийцы, сыгравшие большую роль в образовании Пакистана занимали важные посты в военном ведомстве, государственной бюрократии и правительстве, а также среди них было множество богачей, которые своим деньгами могли влиять на принятие решений.
В апреле 1974 произошло кровавое столкновение между студентами исламских учебных заведений и членами секты в Рабва – городе в штате Пенджаб, населенном преимущественно ахмадийцами. В Рабва было введено чрезвычайное положение, но это не остановило акции протеста, к которым присоединились правые оппозиционные партии, улемы и священнослужители. Протестующие требовали изгнания ахмадийцев из правительства и министерств и объявления города Рабва «открытым городом», где могут спокойно проживать не члены секты.
Протестующие нападали на ахмадийцев и уничтожали принадлежавшую им собственность.
Лидеры протеста потребовали объявления ахмадийцев немусульманами на официальном уровне.
Бхутто пытался активно сопротивляться: он запретил обсуждать проблему ахмадийцев, против протестующих была применена сила.
Партия Бхутто имела большинство в парламенте, и он чувствовал себя уверенно. Премьер-министр пригрозил протестующим, что будет повторена ситуация 1954 года и что против них будет применена армия.
Глава улемов страны Мавляна Мехмуд в ответ обвинил Бхутто в том, что он пытается замять проблему и потребовал, чтобы парламент принял закон, объявляющий ахмадийцев немусульманами. Его поддержал Маджлис-и-хатме-Нубувват – альянс из 18 религиозно-политических партий, которые обвинили Бхутто в самоуправстве и потребовали его отставки.
На фоне мощных акций протеста и твёрдой позиции улемов и духовенства, опасаясь потерять поддержку в Пенджабе Бухтто, после встреч с представителями протестующих согласился сформировать специальный парламентский комитет, который бы рассмотрел требования оппозиции.
В состав комитета по предложению правительства был включен глава секты ахмадийя, и это стало решающим фактором: на заседании комитета он открыто заявил, что считает мусульманами лишь членов секты.
После того как материалы работы комитета были представлены депутатам парламента они почти единогласно 7 сентября 1974 года проголосовали за то, чтобы признать ахмадийцев немусульманами.
В 1984 году этот закон был подтвержден «Ордонансом №20» за подписью военного диктатора Пакистана генерала Зияуль Хака. Ахмадийцам было запрещено называть себя мусульманами, их места поклонения запрещено называть мечетями, им запрещено было произносить азан, произносить традиционное исламское приветствие на публике, читать Коран, проповедовать идеологию своей секты, публиковать и распространять материалы о ней.
По иронии судьбы в 1979 году Зульфикар Али Бхутто, который шестью годами ранее пошел навстречу требованиям улемов и духовенства, был казнен Зияуль Хаком по обвинению в том, что «он представляет опасность для ислама и Пакистана».
Ильдар Мухамеджанов