Откуда в Поволжье пришел ислам?
Плавное развитие Среднего Поволжья в IX–X вв. привело к возникновению булгарской государственности и принятию мусульманства Алмышем и его кланом.
Булгары приняли ислам в период существования Хазарского каганата (до начала 980-х гг.) и значительную роль в этом сыграли проповедники из государства Саманидов.
Ни одна официальная булгарская традиция не упоминает в связи с принятием новой религии багдадских халифов. И это не случайно.
Сами булгары четко и недвусмысленно указывают на то, откуда пришел ислам в Поволжье и какие религиозные связи оставались для булгар актуальными на протяжении многих веков – Средняя Азия и Бухара.
Недаром первые булгарские монеты являлись подражаниями саманидскому чекану вплоть до дат и центров чеканки (Бухара, Самарканд, Чач)1.
Только, видимо, гораздо позднее эта традиция была переосмыслена, а приоритет в распространении ислама стал связываться не с анонимным бухарским факихом, а прямо со сподвижниками Пророка ﷺ.
Почему в Поволжье распространился ислам?
В чисто богословском аспекте это играет важнейшую и определяющую роль. В IX–X вв. в Средней Азии в державе Саманидов наибольшее распространение получил ханафитский мазхаб (толк) ислама, в то время как в Багдаде утвердились мазхабы аш-Шафии и Ханбаля.
По ряду замечаний Ибн Фадлана, описывавшего «ошибки» религиозной практики булгар (особенности чтения хутбы, двойная икама, неупоминание имени халифа и т.д.), можно заключить, что они следовали в ней как раз учению Абу Ханифы.
Все это свидетельствует о приоритете среднеазиатского центра ислама в выборе веры булгарами. Нельзя исключить и определенного влияния на принятие ислама булгарами со стороны мусульманской общины Хазарии, где была влиятельная мусульманская городская верхушка и гвардия кагана (ал-арсийа)2.
Точная дата принятия ислама Алмышем неизвестна, но достаточно уверенно можно отнести это событие к первому десятилетию X в. Так, Ибн Русте, который, по мнению большинства ученых, писал между 903 и 913 гг.3, сообщает, что «Царь Болгар, Алмуш по имени, исповедует ислам», и «большая часть их исповедует ислам, и есть в селениях их мечети и начальные училища с муэдзинами и имамами»4.
Сведения о том, что правитель булгар – мусульманин, сообщает и Ибн Фадлан, хотя старается этот факт завуалировать в стремлении «выпятить» свою роль в исламизации булгар и их «малика».
Тем не менее этот арабский автор, побывавший на Средней Волге, пишет, что в 921 г. к халифу в Багдад прибыло посольство с письмом от «ал-Хасана сына Балтавара, царя сакалиба»5, что означает, что правитель булгар (эльтебер и сын эльтебера) Алмыш подписывался мусульманским именем «ал-Хасан» и, очевидно, был мусульманином, как и его дочь6. В составе посольства находился один из приближенных Алмыша, также мусульманин – Абдаллах Ибн Башту ал-Хазари.
Имелись общины мусульман и в самой Булгарии. Кроме ставки Алмыша, в которой был специальный штат духовенства, включая муэдзина7, и где, судя по словам Ибн Фадлана, было довольно много мусульман, он даже описывает их погребальный обряд, были и другие значительные мусульманские общины.
Так, Ибн Фадлан сообщает об общине «домочадцев» (сородичей?), именуемых ал-баранджар, «в количестве пяти тысяч душ женщин и мужчин, уже принявших ислам... Для них построили мечеть из дерева, в которой они молятся»8. Таким образом, можно уверенно говорить, что уже в 910–920-е гг. среди булгар были значительные общины мусульман, причем и булгарская знать во главе с Алмышем приняла новую веру.
Новая вера утверждалась в противоборстве с племенами, которые стремились не столько сохранить традиционные верования, сколько, видимо, отстоять свою самостоятельность и независимость от булгар Алмыша.
Наиболее характерен пример, описанный Ибн Фадланом: «Он приказал, чтобы произошла перекочевка, и послал за народом, называемым суваз, приказал им перекочевать вместе с ним. (Они) же отказали ему... И послал к ним малик (булгар) и сказал: “Воистину, Аллах, могучий и великий, даровал мне ислам и верховную власть повелителя правоверных, и я – раб его (Аллаха), и это – дело, которое Он возложил на меня, и кто будет мне противиться, того я поражу мечом”.
Другая же партия была вместе с царем из племени, которое называли царем эскил. Он был у него в повиновении, хотя еще не принял ислама. Когда же он (царь булгар) послал им (первой партии) это послание, то (они) испугались его намерения и все вместе поехали совместно с ним к реке Джавшыр» . Этот эпизод описывает процесс распространения ислама, свидетельствуя, что наряду с проповедью новой веры правители булгар использовали также угрозы и военную силу.
______________________
1. Мухамадиев А. Г. Древние монеты Поволжья. Казань, 1990. С. 104–117.
2. Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории... С. 121–122.
3. Крачковский И. Ю. Избранные сочинения. Т. 4. М.–Л., 1957. С. 159; Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории… С. 11–12.
4. Хвольсон Д. А. Известия о хазарах, буртасах, мадъярах, славянах и русских Абу Али Ахмеда Бен-Омар Идн-Даста. СПб., 1869. С. 22, 23.
5. Путешествие Ибн Фадлана на Волгу… С. 55.
6. Там же. С. 78.
7. Там же. С. 69.
8. Ковалевский А. П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921–922 гг. Харьков, 1956. С. 138; См. также: Путешествие Ибн Фадлана на Волгу… С. 74.
9. Ковалевский А. П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу… С. 139.
"История ислама в России" под общей редакцией Р.М. Мухаметшина