• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

От приютов для больных до Бимаристана – как развивалась исламская медицина?

Время чтения: 7 мин
1685

Пожалуй, каждый из нас так или иначе сталкивался с медицинскими учреждениями. В чём их основная задача? Вылечить больного, помочь здоровому поддержать свой иммунитет, вести профилактические беседы и лечения. Вот как описывал больницу Аль-Мансур Калавун, живший в Каире примерно в 1284 году н.э.: «Больница должна содержать всех пациентов, мужчин и женщин, до полного выздоровления. Все расходы несёт больница, независимо от того, приезжают ли люди издалека или живут рядом, являются ли они резидентами или иностранцами, сильными или слабыми, низкими или высокими, богатыми или бедными, занятыми или безработными, слепыми или больными, физически или психически больными, учёными или неграмотными. Нет никаких условий рассмотрения и оплаты; никто не возражает или даже косвенно не намекает на неуплату. Всё служение совершается через величие Аллаха».

Древние традиции мусульманского мира на страже физического и психического здоровья

Конечно, современная медицина разительно отличается от той, что была десятки столетий назад, но будет огромной ошибкой исключать из внимания тот факт, что нынешняя медицинская отрасль многим обязана древним народам и цивилизациям: Вавилону, Египту, Греции, Риму и Индии.

Больница – это изобретение, которое носило как медицинский, так и социальный характер. Сегодня для нас больница – это учреждение, которое мы принимаем как должное, при этом искренне надеясь на то, что будем редко посещать его. Это то место, где мы надеемся получить облегчение от боли и исцеление от болезни или несчастных случаев.

Длинная цепочка халифов, султанов, учёных и практикующих врачей брала древние знания и проверенные временем практики из различных традиций и соединяла их с их оригинальными исследованиями, чтобы дать почву и прочную основу для столетних интеллектуальных достижений, стимулируя при этом непрерывное совершенствование и поиск новых методов и решений. Бимаристан, представлявший собой больницу и медицинскую академию средневековья, или иными словами приют для больных, был не только истинным предшественником современной больницы, но и практически неотличим от современного многопрофильного центра здравоохранения и медицинского образования.

Бимаристан служил лечебным центром, домом для выздоравливающих после болезни или несчастного случая, психологическим приютом и домом престарелых, который обеспечивал базовое содержание престарелых и немощных, не имевших семьи, чтобы заботиться о них.

Бимаристан был лишь одним из многочисленных плодов деятельности исламских цивилизаций, старавшихся развить медицинскую отрасль. К более крупным больницам примыкали медицинские школы и библиотеки, где старшие врачи учили студентов, как применять знания непосредственно на практике. Больницы устанавливали экзамены для студентов и выдавали дипломы. Институциональные бимаристы были посвящены укреплению здоровья, лечению болезней и расширению, а также распространению медицинских знаний.

Нур-ад-Дин Бимаристан, больница и медицинская школа в Дамаске, была основана в XII веке. Сегодня же она представляет собой музей медицины и науки в арабском мире.

Чем руководствовались мусульманские медики в своей работе?

Хотя места для пребывания больных существовали ещё со времён античности, большинство из них были простыми, не имея должной организации или структуры работы. Несмотря на проходившие трансформации, вряд ли можно было назвать эти учреждения чем-то большим, чем места содержания больных. В раннесредневековой Европе господствовало философское убеждение, что причина болезни – сверхъестественная сила, и потому не поддаётся человеческому вмешательству.

В результате больницы были немногим больше, чем хосписы, где за пациентами ухаживали монахи, стремившиеся обеспечить спасение души, не прилагая особых усилий для исцеления тела.

Мусульманские же врачи придерживались совершенно иного подхода. Руководствуясь изречениями Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) наподобие «Всевышний не пошлёт болезнь без лекарства от неё», они взяли на себя обязательства по восстановлению здоровья рациональными, эмпирическими средствами.

Само внутреннее устройство больницы отражало разницу подходов. Так, на Западе кровати и места для больных были расставлены так, чтобы больные могли видеть ежедневное таинство мессы. Палаты украшались (если это вообще имело место быть) просто, часто были тусклыми и, благодаря климату и архитектуре, с высокой влажностью. В исламских городах, где господствовал сухой и тёплый климат, больницы были созданы таким образом, чтобы проникало много свет и была циркуляция воздуха. Это способствовало улучшению состояния организма наравне с лечением.

7 исламских способов избавиться от головной боли

Передвижные диспансеры времён Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего)

Первый известный исламский центр ухода был создан в палатке Руфайдой Аль-Асламией ещё при жизни Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Как известно, во время Газва-Хандака (битвы у рва) она лечила раненых в отдельном шатре, воздвигнутом для них.

Более поздние правители превратили их в настоящие передвижные аптеки, укомплектованные лекарствами, едой, питьём, одеждой, врачами и фармацевтами. Их миссия заключалась в удовлетворении потребностей нужд общин, которые находились далеко от крупных городов и постоянных медицинских учреждений. Они также обеспечивали мобильным уходом самих правителей. К началу XII века правления сельджукского султана Мухаммеда Салджуки передвижная больница стала настолько обширной, что для её транспортировки требовалось 40 верблюдов.

Багдад, Алеппо, Кайруан – где были построены первые постоянные больницы?

Первой мусульманской больницей был лепрозорий – приют для прокажённых, построенный в начале VIII века в Дамаске при халифе Омейядов Валиде ибн Абд аль-Малике. Назначенные туда врачи получали за свою работу щедрое жалованье. Больных держали взаперти (проказа, как известно, заразна), но, как и слепым, им выдавали стипендии, помогавшие заботиться о своих семьях.

Самый ранний документально подтверждённый госпиталь общего профиля был построен в 805 году в Багдаде визирём Халифа Харуна аль-Рашида. Сведений о нём почти не сохранилось, но достоверно известно, что придворные врачи семьи Бахтишу, бывшие руководители персидской медицинской академии в Джундишапуре, сыграли важную роль в её развитии.

В последующие десятилетия в исламском мире появилось ещё 34 больницы, и их число продолжало расти с каждым годом. В Кайруане, на территории современного Туниса, в IX веке была построена больница. Возводились они в Мекке и Медине.

В X веке в Багдаде было построено ещё пять больниц, самая первая из которых была возведена благодаря усилиям Аль-Мутадида. Во главе её был поставлен Аль-Рази, в обязанности которого входил также и контроль строительных работ. Первое, что сделал Аль-Рази на новом посту, - определил самое чистое место в городе. Для этого он разместил куски свежего мяса в разных кварталах, а некоторое время спустя проверил, какое из них меньше всего сгнило, и разместил там больницу. В самом начале в медицинском учреждении работали порядка 25 врачей, включая окулистов, хирургов и костоправов. Их число и специализация с каждым днём только увеличивались вплоть до 1258 года, когда монголы разрушили Багдад.

Визирь Али ибн Иса ибн Джара ибн Табит в начале X века писал главному врачу Багдада о другой группе людей: «Я очень беспокоюсь за заключённых. Их большое количество и состояние тюрем, несомненно, приводят к тому, что среди них много больных. Поэтому я придерживаюсь мнения, что у них должны быть свои врачи, которые должны осматривать их каждый день и давать им в случае необходимости лекарства и отвары. Такие врачи должны посещать все тюрьмы и лечить там больных заключённых».

Вскоре после этого была построена отдельная больница для осуждённых, полностью укомплектованная персоналом и снабжённая всем необходимым.

Что касается Сирийской Арабской Республики, то на стене Бимаристанского Аргуна в Алеппо (возведён в середине XIV века) можно найти мемориальную доску, посвящённую её основателю – эмиру Аргуну Аль-Камили. Уход за душевнобольными здесь включал в себя обильный свет, свежий воздух, проточную воду и музыку. Благодаря своим просторным комнатам с высокими потолками, Бимаристанский Аргун функционировал как больница до начала XX века, став позже музеем. Центральное место в архитектуре Аргуна занимали фонтаны: в каждом из трёх внутренних двориков находился фонтан, вокруг которого были палаты для пациентов, а в центральном дворе располагались большой прямоугольный бассейн и колодец.

Возведённая в Дамаске больница Нури была ведущей с момента своего основания в середине XII века и до XV века, когда в городе насчитывалось уже порядка пяти больниц.

В Египте первая больница была построена в 872 году в Юго-Западном квартале Фустата, ныне это часть старого Каира, правителем Египта Аббасидом Ахмадом ибн Тулуном. Примечательно, что это первое документально подтверждённое учреждение, которое оказывало помощь как при психических, так и при общих заболеваниях. В XII веке Саладин основал в Каире госпиталь Насири, который позже превзойдёт по своим размерам и значению Мансури. Он оставался основным медицинским центром в Каире вплоть до XV века, и сегодня, переименованный в больницу Калавун, используется в качестве офтальмологического центра.

На Пиренейском полуострове только в Кордове имелось около 50 крупных больниц. Некоторые из них предназначались исключительно для военных, а врачи там дополняли специалистов, обслуживавших халифов, военачальников и дворян.

Продолжение следует…

Ильмира Гафиятуллина

Социальные комментарии Cackle