Одиозная личность Ибрагима бая
Этот год проходит под знаком выдающегося религиозного и общественного деятеля, ученого и философа, историка и этнографа Шигабутдина Марджани (1818-1889).
В 1915 году во время подготовки к 100-летию мыслителя в Казани была издана книга, посвященная великому ученому. В нее вошли сочинения Ш.Марджани, воспоминания о нем. Среди авторов этого фундаментального труда был Шагар Шараф – крупный ученый и журналист. Именно ему выпала честь написать наиболее полную и достоверную биографию богослова.
Islam-today продолжает публикацию глав из этой книги.
Ибрагим бай. Судопроизводство в Казани по канонам Шариата. Нравы Ибрагима бая и его взаимоотношения с окружающими. Развитие медресе. Научно-исследовательская деятельность Марджани.
Ибрагим ибн Губайдулла ибн Мухаммадрахим ибн Юнус в простонародье «Высокий Ибрагим» в свое время был самым уважаемым и самым состоятельным человеком Казани. По уровню богатства никто не мог соперничать с ним, а потому он и его отец были в большом почете и пользовались уважением городской власти. Он был известен также своими добрыми делами в пользу правоверных. Однажды он даже побывал в Петербурге, где хлопотал по вопросу, касающемуся своих земляков-единоверцев. Во время визита наследников престола царевича Александра и сына царя Александра II царевича Николая высокие гости побывали в приходе первой мечети и были гостями в доме Ибрагима бая. (Царевич Николай посетил мечеть во время намаза аср в пятницу 22 сафара 1278 года (17 августа 1861 года). Имамом в ней в то время служил Марджани. Об этом он подробно рассказал в своих заметках. Известно также, что во время пребывания высоких лиц в гостях Ибрагим бай подарил супруге наследника престола изящные башмачки, выполненные в восточном стиле, которые очень понравились гостье, и Ибрагим бай заслужил ее особое признание. По словам дамеллы Нургали из Буинска, Ибрагим бай в приватной беседе однажды заметил, что стоимость этих башмачков обошлась в кругленькую сумму, превышающую четыре тысячи рублей.
Царевич Николай
Была еще одна не менее важная причина, по которой авторитет Ибрагима бая в народной среде был весьма высок. В те времена в Казани мусульмане пользовались значительными привилегиями. А самое важное состояло в том, что все спорные юридические вопросы разрешались в трех судебных инстанциях. Первая из них рассматривала тяжбы, касающиеся вопросов наследства и имущества сирот, вторая отвечала за сбор налогов среди правоверных и передачу средств по назначению, а третья разбирала все дела, связанные тем или иным образом с мусульманами. Председателем всех этих трех инстанций, несущим ответственность за их дела был человек, который избирался мусульманами. Несколько лет на эту должность избирался отец Ибрагима бая – Губайдулла, а позднее высокий пост занял сам Ибрагим бай. Эти судебные инстанции назывались Ратушей и просуществовали до 1271/1855 года и во время Крымской войны были упразднены.
Ибрагим бай, обладая столь высоким положением в обществе, был тесно связан со многими видными деятелями и пользовался большим авторитетом, и понятное дело, никто не решался в чем-либо перечить ему. К тому же он был открыт для всех, славился своим хлебосольством, умел привечать гостей. В его доме часто проходили торжественные приемы, в которых участвовали видные деятели и ученые, да и сам Ибрагим бай всегда находился в эпицентре событий, происходящих в мусульманской умме Казани и очевидно, что все предприятия завершались так, как было выгодно и удобно ему.
Ясно и то, что в назначении Марджани имамом слово Ибрагима бая имело решающее значение. Вместе с тем Ибрагим бай держал себя превыше не только всех состоятельных людей, но и всех религиозных деятелей, мулл и стремился разрешать все вопросы на свой лад и при этом ничуть не испытывая ни малейших признаков угрызения совести. Особенно он любил подшучивать и подтрунивать над муллами и шакирдами, но некоторые его шутки переходили всякие границы приличия. Бай порой, кичась своим богатством и положением в обществе, не моргнув глазом, мог унизить и ославить самых уважаемых граждан и поставить их в неловкое положение перед людьми. Рассказывают историю о том, как однажды он, будучи приглашенным на свадьбу, прихватил с собой одного известного мударриса. Во время остановки в пути в одном селении путникам преподнесли медовуху и Ибрагим бай обратившись к своему спутнику заявил: «Хазрат, не томи душу, отведай медовухи! Замечательный напиток, не опьянеешь». Мударрис был наслышан о том, что бай может затаить зло на своего ослушника и выместит его при удобном случае. Обращаясь к своему собеседнику, хазрат промолвил шепотом: «Если не выпью, он может в лесной чащобе высадить из коляски и ославить на весь белый свет» и после чего был вынужден взять в руки посудину и выпить зелье. А однажды он пригласил к себе в гости имама и велел слугам незаметно прибить гвоздями его обувь, оставленную на крыльце. По окончании трапезы хазрат распрощался с хозяином и пошел одевать ботинки, но не смог сделать и шага как растянулся на пороге. Этой своей «шуткой» над духовным лицом бай остался очень доволен и хохотал до упаду...
Подробнее с книгой о Марджани в арабской графике можно ознакомиться на портале www.darul-kutub.com.
Islam-Today