• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

О поездке Гаяза Исхаки в Египет

Время чтения: 3 мин
3465

«В мусульманских странах» так называются путевые заметки  общественного деятеля и писателя Гаяза Исхаки (1878-1954). Впервые они были опубликованы в журнале “Яңа милли юл” (“Новый путь нации”) в 1932 году. Автор был среди делегатов Всемирного конгресса мусульман. Для нас представляют интерес впечатления и наблюдения мастера пера об образе жизни и взглядах мусульман Палестины более 80 лет назад.

Islam-today продолжает публикацию очерка.

Палестина считается святым местом на земле, связанным с тремя мировыми религиями - исламом, христианством и иудаизмом. В этих путевых заметках не представляется возможным детально описать все виденное и все услышанное там, а потому я принял решение отложить на неопределенное время свои записи и пригласить читателей в Египет. Самый короткий путь в страну пирамид, проходящий через Палестину - железная дорога. Здесь возле городка Кантара действует переправа через Суэцкий канал и там начинаются благодатные земли Египта. Данный канал соединяет Красное море с Белым и разъединяет Африканский и Азиатский континенты. Эти места имеют большое значение в новейшей истории Турции, так как именно здесь на этих территориях во время первой мировой войны турецкие войска сошлись в решающей схватке с англичанами за обладание Египтом. Турки потерпели сокрушительное поражение и были вынуждены оставить не только Египет, но и Палестину, и Сирию.

Сей канал я впервые увидел в декабре 1919 года. Тогда я путешествовал из Владивостока в Триест. Как мне помнится, во время той поездки я созерцал береговые укрепления на канале, а также лагерь с турецкими военнопленными близ Исмаилии. Об уведенном я писал в своих путевых заметках. Что-то добавить под новыми впечатлениями к этим записям я не смею, и все же на память приходят воспоминания о моих встречах с соплеменниками, которые в составе нескольких татарских семей прибыли из Поволжья на эту священную землю в Мекку и Медину по зову сердца с целью защиты религии Ислам. Во время военных действий, когда арабы выступили заодно с англичанами и объявили войну туркам. Переселенцы тоже были восприняты подданными Турции и захвачены в плен. Многие из них были перебиты, имущество их разграблено. Впоследствии некоторые разбрелись по просторам Палестины, Сирии и Турции. Некоторых из них я разыскал во время своего последнего пребывания здесь. Мне было нестерпимо больно и прискорбно слушать их продолжительные рассказы о тех испытаниях, которые им пришлось преодолеть в годы войны.

Для того, чтобы уяснить причины произошедшего, я поинтересовался у некоторых арабов – участников тех событий. Они в один голос заявили: “Мы не имели ни капли зла в адрес ваших соплеменников, которые отважились приехать в Хиджаз ради защиты мусульманской религии. Предполагалось что так будет и во время боевых действий, однако они не пожелали вникнуть в суть арабского восстания. Они открыто заявили нам, что арабы выступают против халифа (Турецкий султан в то время считался халифом – наместником Всевышнего на земле), что дескать арабы готовы святые для мусульман земли уступить неверующим. Мол, что мы ради этого бросив свою родину перебрались сюда? Они призывали нас отказаться от этих идей и перейти на их сторону, а в противном случае, якобы, вы – арабы, уподобитесь неверующим, астагфируллах, астагфируллах! Эти слова возымели свое действие и на простых арабов. В Мекке проживал их лидер, старик по имени Гумар весьма состоятельный татарский купец. Он был известен своей благотворительснотью в пользу шакирдов-татар, обучающихся в знаменитых медресе Мекки и Медины. Он пользовался уважением и среди арабов. В один прекрасный день эмир по имени Шариф Хусейни призвал его к себе и заявил: “Ты пользуешься уважением своих соплеменников, мы тебя возведем в степень консула всех татар. А потому ты от имени своего народа присягни мне!”

Старик покраснел от гнева и сказал: “Лучезарная Мекка – родина Ислама. Ты сам являешься потомком Благородного Пророка Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Я – один из тех, кто перебрался сюда из страны безбожников, для того, чтобы защищать нашу религию, как ты смеешь без капли стеснения на этой святой земле нарушить мою клятву халифу и встать на сторону пособников кяфиров? Как ты не боишься гнева Божьего? Что ты меня хочешь купить должностью консула? Я не нарушу свою клятву даже тогда, когда меня назначат наместником не только всех земель Аравии, но и территории Турции. Побойся Аллаха Та’аля! Ты думаешь, что все закончится таким образом? Весь мир Ислама будет проклинать тебя!» И таким образом старик попытался наставить эмира. Естественно, состоявшийся разговор был доведен до англичан, которые обвинив старика, его детей и соплеменников в пособничестве туркам, были взяты под стражу и отправлены в лагеря, а все их имущество конфисковано». Эту историю рассказали мне мои арабские собеседники.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle