• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Насколько важно для мусульманина знание арабского языка? Часть 3

Время чтения: 3 мин
10547

 

Интеллектуальный уровень имамов, их образованность, ораторские способности и другие вопросы того же порядка имеют важное значение. Особенный интерес они вызывали в период обновления системы просвещения, когда в медресе и приходские школы пришла преподавать «новая волна» педагогов, сторонников джадидизма. Молодые выпускники из передовых медресе «Мухаммадия», «Хусаиния», «Галия», «Иж-Буби» обновили не только программу преподавания, но и саму суть религиозного просвещения, обогатив процесс обучения шакирдов новейшими методиками, которые были заимствованы из ведущих учебных заведений России и Европы. Большой резонанс в обществе вызывали статьи на эту тему публиковавшиеся в татарской периодической печати того времени. Не остался в стороне от полемики известный публицист и общественный деятель Юсуф Акчура. В 377 номере газеты «Вакыт» («Время») за 3 октября 1908 года он опубликовал статью «О преподавании арабского языка в медресе».

Islam-today публикует окончание статьи

Как известно, обновляя методику преподавания арабского языка в наших новометодных медресе, основной упор сделали на увеличение количества часов в 3-4 раза по сравнению с учебными программами, которые существовали в старых учебных заведениях. Вместо того чтобы обратить  основное внимание вопросам привлекательности и интереса к урокам, а также их содержательности и форме подачи материала, предпочли увеличить количество часов и уроков. Теперь не приходится удивляться тому, как резко уменьшилось число учеников, желающих изучать этот язык, потому что изучение его отнимает много времени и доставляет дополнительные хлопоты. При этом следует не забывать и то, что знание арабского не сулит особых материальных выгод. Очевидно и то, что найти учащихся, которые лишь из благих побуждений станут заниматься этим хлопотным и не сулящим каких-либо материальных благ занятием будет весьма сложно. Не секрет и то, что многие из тех шакирдов, кто совершенно не знает арабского языка питают надежду на снисхождение свыше. Признаюсь, и для этих людей есть множество точек приложения сил в деятельности на благо народа. Основное правило жизни сегодня гласит: «Вбирай все, что считаешь необходимым!». 

Под влиянием этого лозунга происходит сокращение времени учебно-воспитательного процесса, а потому естественно охлаждение молодежи к учебе. Именно в этой связи родители будут обеспокоены тем, что их дети слишком много времени будут уделять арабскому языку и, вполне логично, они предпочтут перевести свое чадо в учебное заведение, в котором в перспективе очевидна польза и материальная выгода. Если сам муфтий или кадий, да и некоторые наши известные деятели перестанут отдавать своих детей в медресе, а предпочтут иные учебные заведения, то и простой народ последует их примеру. У французов есть поговорка «Нельзя быть католиком больше чем папа римский» и, перефразируя эту поговорку, некоторые заявят: «Нельзя быть мусульманином превыше, чем сам муфтий» и будут искать, так называемые, «обходные пути дорожки», чтобы, не отдавая детей в мусульманское медресе, обеспечить им условия достойного правоверного образования.

Так кто же пожелает учиться в наших медресе, зная о том, что там на получение знаний уделяется слишком много времени? Если в ближайшее время не будут найдены пути обучения арабскому за короткий срок, то есть вероятность что этот предмет будет изъят из программы национальной школы и наших медресе, как это произошло в турецкой школе. И это обстоятельство повергает нас в тревогу. Именно для того чтобы сохранить арабский язык как предмет в наших медресе необходимо преподавать его по самым совершенным методикам, чтобы ученики как можно быстрее усваивали его, изучали язык пользуясь интересными и привлекательными учебниками и пособиями. Для этого потребуется коренным образом изменить содержание этих учебников и литературы. Помимо всех этих мер необходимо поднять на новую высоту степень образованности самих педагогов. Если не будут предприняты эти меры, то арабский язык, бесспорно, будет безвозвратно утерян для татар.

Арабский язык служит своеобразным инструментом в изучении Благородного Корана, и эта особенность послужит сохранению данного языка. Порой слышатся призывы, что будто бы не изучив арабский в течение 5-6 лет, нельзя приступать вникать в смысл текста Книги.

Автор этой публикации не ставил перед собой цели освещение методик и приемов преподавания арабского языка, а из всего вышеизложенного следует главный вывод: «Наши доблестные педагоги и мударрисы должны вложить всю свою энергию, знания и талант в дело совершенствования методов преподавания арабского языка, облегчению его изучения. Необходимо отсечь все ненужное и второстепенное из программы, сократить сроки изучения и повысить эффективность преподавания».

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle
Яндекс.Метрика