«Мы, мусульмане, приносим глубокую благодарность советскому правительству…» Часть 2
Часто уполномоченные просто не давали хода заявлениям о регистрации общин, кладя их «под сукно». Это было прямое нарушение даже советского законодательства, но кто тогда во времена развитого социализма обращал внимание на подобные «мелочи».
Тем временем после постановлений ЦК КПСС «Об усилении атеистического воспитания» (1981) и «О мерах по идеологической изоляции реакционной части мусульманского духовенства» контроль за всеми немногочисленными мечетями центральной России был еще более ужесточен. Текст всех пятничных проповедей должны были представляться уполномоченному СДР.
Отношения Советской власти к исламу на Северном Кавказе, известном своими давними исламскими традициями во многом определялось тем, что эти республики входили в состав РСФСР и были ближе к центру, а, значит, находились в пределах досягаемости работников центрального аппарата Совета по делам религий.
Так, например, в 1978 году по распоряжению властей был снят со своей должности возглавлявший в 1975-1978 годах Духовное управление мусульман Северного Кавказа (рекордно короткий срок для советских муфтиев, которые, как и генеральные секретари покидали свои посты только по случаю смерти) Хапиз-хаджи Омаров.
Бывший в то время членом ДУМСК Ильяс-хаджи Ильясов уже позже, касаясь вопроса об отставке Омарова, сказал: "Хапиз-хаджи скорее был алимом, чем муфтием (т.е. ученым, не политиком), а этого в 1970-е годы было недостаточно".
Преемником Омарова стал его заместитель балкарец Махмуд-хаджи Геккиев. Он взял курс на сотрудничество с властями. Усиление сотрудничества властей с официальными мусульманскими структурами было связано с усилением позиций ислама на международной арене, в особенности на кавказских и среднеазиатских границах СССР. Исламская революция в Иране в 1978 году, ввод советских войск в Афганистан в декабре 1979 году вынуждали советское правительство как-то лавировать, совершать определенные политические маневры как на международной арене, так и внутри страны, отвечая на политические вызовы эпохи.
В советской политической практике и официальной идеологии почти вплоть до распада СССР в отношении ислама был принят двойной стандарт. Если применительно к «зарубежному исламу» допускались предположения относительно его позитивной роли, то отношение к «внутреннему исламу» оставалось негативным.
Ислам терпели только потому, что не могли от него избавиться.
Муфтий Геккиев по поручению властей принимал активное участие в политических мероприятиях по обеспечению ближневосточной политики СССР. Он даже возглавил созданную по решению СДР (постановление № 151) группу из официальных служителей мусульманского культа, якобы представлявших мусульман Советского Союза на различных международных религиозных и общественных форумах, а так же выезжавшую в составе правительственных делегаций в мусульманские страны. Здесь им приходилось отвечать на вопросы представителей зарубежных исламских организаций, такие, как, например, почему из 50 миллионов мусульман СССР на хадж в Мекку приезжает всего 50 человек. На это советские официальные муллы, не моргнув глазом отвечали, что мусульмане в СССР заняты строительством коммунизма и им некогда тратить свое время на поездки к святым местам.
В те годы сложилась традиция выражать свои верноподданнические чувства, особенно в связи с советскими праздниками, чаще всего с очередной годовщиной Октябрьской революции. Власти поддерживали этот «обычай» и сами заставляли мулл произносить здравицы в честь классиков марксизма-ленинизма и здравствующих вождей компартии.
Вот например, выдержка из проповеди Ильяса-кади Ильясова в Буйнакской мечети: «20 января 1918 г. вышел декрет за подписью Ленина "Об отделении церкви от государства и школы от церкви", четко определивший отношение советского государства к религии и церкви. Таким образом, В.И. Ленин сделал акцент на гарантии свободы совести. Декрет не только провозгласил, но и гарантировал эту свободу советским гражданам…Мы, мусульмане, приносим глубокую благодарность советскому правительству за расширение прав верующих в новой Конституции, которая гарантирует свободу совести и является самой гуманной и демократичной в мире».
Всего в те годы в Дагестане существовало 62 официальные мечети и почти в каждом селе - неофициальная. Все меры по искоренению неофициального ислама, предпринимаемые властями не давали ожидаемого эффекта.
На фото: арабский шейх и пионеры. Такое можно было увидеть только в СССР в пропагандистских фильмах. Кадр из фильма «Ислам в СССР» 1980 г.
Ильдар Мухамеджанов
Первая часть статьи: http://islam-today.ru/istoria/my-musulmane-prinosim-glubokuu-blagodarnost-sovetskomu-pravitelstvu/
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.