Мусульманские корни Америки
Удивительно, но факт: мусульмане способствовали открытию Америки. Колумб при подготовке своего путешествия в Индию, во время которого он «случайно» открыл Америку руководствовался теоретическими разработками мусульманских ученых. Один из них - астроном, живший в 9 веке – Абу аль-Аббас Ахмад аль-Фаргани, известный в Европе под именем Альфарангус. Второй - картограф Абу Абдуллах Мухаммад аль-Идриси, работавший при дворе короля Сицилии Роджера II и создавший детальную карту мира на основе всех имевшихся тогда сведений по географии.
(Согласно представлению аль-Идриси, Земля имеет шарообразную форму. Поэтому поверхность Земли разделяется на две равные части по экватору. От экватора до полюса в каждом полушарии по 90°, а по линии экватора составляет 360°. Расположение частей света несколько непривычно для современных европейцев – юг на карте располагается сверху, а запад справа).
Кто-то может сыронизировать, что карта указывала путь в Индию, а на деле поспособствовала открытию Америки, но на это можно ответить, что не будь ее, то «открытие Америки» вообще бы могло не состояться.
Однако есть сведения о том, что задолго до открытия Америки Колумбом там побывал бывший султан государства Мали Абу-Бакр II. Это случилось в 1311 году. Султан даже отказался от власти из-за жажды путешествий, и, передав трон брату, отправился с большой экспедицией на Запад.
По сведениям малийского исследователя Гауссу Диавара, которые он изложил в своей книге «Сага об Абу-Бакре II» его экспедиция достигла побережья Бразилии. Тем не менее, он подчеркивает, что и до прибытия экспедиции из Мали Америку могли посещать викинги и китайцы.
Первыми колонизировать Америку начали испанцы, на культуру которых арабы и мусульмане за 800 лет своего правления Иберийским полуостровом, не смотря на постоянную конфронтацию, повлияли очень значительно.
В первую очередь это касается архитектуры. Для американцев, и не только может явиться сюрпризом то, что многие исторические здания в США возведены в стиле, характерном для арабо-мусульманской архитектуры.
Например, здание легендарного форта Аламо в Сан-Антонио, или военный колледж, основанный в 1842 году в Чарльстоне, Южная Каролина построены в так называемом «мавританском стиле». Знаменитый Французский квартал в Новом Орлеане так же известен своими изящными зданиями, выполненными в том же в испано-мавританском стиле.
Да и в самом английском языке есть немало слов, позаимствованных из арабского: лимон, алкоголь, зенит, алгебра, магазин и т.д.. Многие американские города носят арабские названия. Удивительно, но в США есть свои Медина, Багдад и Каир.
Арабско-мусульманское литературное наследие вдохновляло таких крупных американских писателей 19 века как Ральф Валдо Эмерсон и Генри Дэвид Торо. Они черпали свое вдохновение из исламских источников, включая персидскую поэзию и Священный Коран. Эмерсон в свое время сказал: «Уважение к персидской поэзии среди американцев будет только возрастать». И он оказался прав: наиболее известным поэтом в Америке, чьи произведения являются бестселлерами, в настоящее время является Джалал-ад-Дин Руми. Общий тираж его проданных книг равняется 500 тысячам. Им восхищаются такие знаменитости как шоу-вумен Мадонна, режиссер Оливер Стоун, актриса Деми Мур и модельер Донна Каран.
Общепризнанно, что первые мусульмане в Америке – это черные рабы из Африки. Об этом американской телекомпанией ABC даже был снят в 1977 году сериал «Корни» (Roots), основанный на одноименной книге Алекса Хейли. Главный его герой воин из племени мандинка (Гамибия, Западная Африка) Кунта Кинте, попавший в плен к враждебному племени, проданный в рабство и попавший в Америку. Ему дороги его родовые корни и мусульманская вера. Но, оказавшись рабом на чужбине, он невольно становится основателем династии афроамериканцев.
Первые свободные мусульмане стали прибывать в Америку в 19 веке. Затем, после падения Османской империи на континент стали переезжать целыми семьями мусульмане-мигранты из разных регионов, входивших некогда в ее состав.
Новый этап миграции начался после Второй мировой войны и продолжился в 60-70 годы. Его причиной стали драматические события на Ближнем Востоке: социальная трансформация общества в Сирии и Египте, арабо-израильские войны и последующая оккупация Палестины, сложные процессы государственных преобразований на Индийском субконтиненте.
В США приезжали мусульмане из Пакистана, Бангладеш, Афганистана, Ирана, Индонезии, Малайзии, Индии и арабских государств Ближнего Востока, Палестины, Турции, Северной Африки и стран СНГ.
Число последователей ислама в США быстро растет и не только за счет мигрантов, но и за счет местного населения.
В начале XXI века численность мусульман США оценивалась приблизительно 4 миллиона человек (потомки мигрантов и новообращенные). Некоторые демографы, основываясь на данных о динамике демографических процессов предполагают, что численность мусульман в США на сегодняшний день может составлять около 8 миллионов человек.
Ильдар Мухамеджанов