Мусульмане-рохинья: история изгнания
Мусульмане-рохинья, спасаясь от преследований, продолжают пересекать границы Бангладеш. Согласно сообщению агентства ООН по делам беженцев в этой стране насчитывается уже около 500 тысяч беженцев, однако ее правительство не спешит признавать эти данные.
Проблема порождена властями Мьянмы, которое при поддержке военных не желает признавать существование этого народа, и закрывает глаза на массовые убийства мусульман-рохинья в штате Ракхайн и прочие военные преступления. Более того правительство даже запретило употреблять название «рохинья» и называет мусульман, живущих в стране «бенгальцами».
Рохинья, чья история насчитывает три столетия в настоящее время проходят критическую точку своего существования. По данным ООН они являются самым преследуемым меньшинством в мире и не ясно, чем закончатся их страдания.
Ключевым моментом в их случае является то, что правительство Мьянмы не желает признавать их уроженцами страны и называет их мигрантами из Читтатонга (одна из семи областей Бангладеш, расположенная в южной части страны).
Оно основывает свою позицию на мнении, что диалект, на котором говорят рохинья и читтатонгский диалект очень близки друг другу. Однако, истина состоит в том, что диалект рохинья – язык, на котором говорят жители Аракана, развивался с 8 века и включал в себя слова из арабского, персидского, португальского языков и санскрита. Рохинья живут на территории Мьянмы больше тысячи лет, а свободное смешивание различных народов, проживающих по обеим сторонам реки Наф, привело к совпадению диалектов.
Лишь в 1785 году была предпринята первая попытка изгнания рохинья. Бирманский король Бодавапайя завоевал Аракан и изгнал племена Мог и Рохинья в Читтатонг. Мусульманское население провинции подверглось истреблению и у него не оставалось иного выбора кроме как бежать в более безопасные места.
После череды англо-бирманских войн 1824-1885 года и британской оккупации Бирмы рохинья смогли вернуться на родную землю после многих десятилетий изгнания. Они еще не знали, какой кошмар ожидает их потомков.
Мьянма была выделена из состава Британской Индии в 1935 году и в ней сразу стали укрепляться националистические настроения. В этот же период стали обостряться отношения между мусульманами и буддистами в Аракане. Первые столкновения между ними начались в 1938 году и положение со временем ухудшалось. Второй акты драмы разразился в 1942 году, когда в Бирму вторглись японцы и совместно с бирманскими ультранационалистами стали истреблять национальные меньшинства, включая рохинья. Британцы освободили Бирму от японской оккупации в 1945 году, и это дало рохинья еще одну мирную передышку.
В 1948 году Бирма получила независимость и начала создавать парламентскую демократию. Правительство Аунг Сана признало рохинья полноправными гражданами независимой Мьянмы. Даже после убийства Аунг Сана его курс на мирное сосуществование различных этнических групп в составе одного государства был продолжен при правлении У Ну, во время которого рохинья пользовались всеми основными правами граждан государства.
Но после того как в результате военного переворота власть в стране оказалась в руках генерала Не Вина с 1962 года начался их систематический геноцид. Рохинья были лишены избирательных прав и статуса граждан страны. Именно тогда начался исход рохинья в Бангладеш. К 1978 году в этой стране насчитывалось 207 172 беженцев-рохинья. Вторая волна беженцев - 250 тысяч человек нахлынула в Бангладеш в 1992 году. Правительство страны прекратило регистрацию беженцев, однако это не уменьшило их количество. Репатриация рохинья на родину – больной вопрос для Бангладеш, так как там они подвергаются нападениям.
Ситуация не внушает оптимизма. Лидер оппозиции Мьянмы Аунг Сан Суу Кии предпочитает не замечать проблемы рохинья, в то время как взаимная ненависть в штате Ракхайн возрастает. В конституции Мьянмы говорится, что любое этническое меньшинство, которое проживало на территории Бирмы с 1823 года, является коренным народом страны, но тем более странно, что рохинья не входят в их число. Цинично попирая нормы международного права, правительство Мьянмы проявляет полное пренебрежение к судьбе этого народа. У рохинья не остается никакого другого выбора кроме как начать вооруженную борьбу за выживание и возвращение на родину.
И этот процесс уже начался. Недавнее создание военизированной Организации солидарности рохинья не вызывает удивления. Сообщение газеты The Myanmar Times о том, что проникшие с территории Бангладеш люди (скорее всего члены этой организации) убили четырех офицеров полиции 17 мая показывает, что обострение ситуации в регионе продолжается и его уже не возможно игнорировать.
Правительство Мьянмы уже не может игнорировать и тот факт, что людей заживо сжигают на территории штата Ракхайн. Оно должно понять, что рохинья – такие же граждане для их страны, как и остальное население и отказаться от использования тактики провоцирования межобщинных столкновений для достижения своих политических целей.
Ильдар Мухамеджанов