• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Мюриды были настолько преданны, что целовали следы от полозьев его саней

Время чтения: 4 мин
3714

В своей книге “Мустафадель-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар” («Правдивые сведения о событиях, происходивших Казани и Булгаре»), Шигабутдин Марджани, опираясь на редкие источники и материалы, описывает историю татарского народа с древнейших времен до XIX столетия, приводит биографические данные о тысячах выдающихся религиозных деятелях и ученых. Среди персонажей можно встретить и меллу Хабибуллу ибн аль-Хусаина ибн Габдулкарима аль-Уруви. Чем он прославился? Какую память он оставил после себя? Чем привлек он внимание Марджани? Вот как свидетельствует об этом сам богослов:

«В 1202(1787) году, возвратившись из Бухары, Назир бай дал слово построить в селе Уру, что в Заказанье каменную мечеть и назначить в нее имам-хитибом и мударрисом Хабибуллу хазрата. Позднее, не взирая на родственные узы и резкие протесты, он взял в жены Бибизубайду, которая была дочерью Рахматуллы ибн Туктамыша ибн Муслима. Именно Хабибулла хазрат стал первым имамом этой каменной мечети. Однако впоследствии у него возникли серьезные разногласия с состоятельными людьми, которые переросли в непримиримую вражду.

По словам Мумина ибн Тагира (внука Назир бая) его дед как-то заявил: «Эту мечеть я возвел для себя и своих потомков, и никто из нашего рода не был сторонником того, чтобы мелла Хабибулла служил имамом в ней». Он составил петицию, чтобы изгнать из прихода неугодного хазрата и добился этого. После этого мелла Хабибулла предпринял усилия и настоял на том, чтобы в конце 1215(1800) году недалеко от  каменной мечети была возведена еще одна - деревянная.

Мелла Хабибулла высказывался о том, что является претендентом на пост муфтия и тем самым нажил себе ярого врага в лице действующего муфтия Мухамеджана. Последний даже вынес решение о том, что деревянная мечеть представляет «опасность» и ее необходимо предать огню, однако послание муфтия в Казани не было воспринято всерьез и мечеть не стали трогать.

К 1275 (1858) году эта мечеть сильно обветшала и уроженец этой же деревни хаджи Мухамедзян ибн Габдессалям ибн Гали ибн Шариф ибн Рахманкули аль-Уруви подправил прежнюю деревянную мечеть. Мухамеджан муфти, испытывая к нему сильную неприязнь, и следуя наущениям некоторых богачей, всячески старался досадить мелле Хабибулле. Муфти даже как-то на людях заявил: «Я бы предпочел приручить дикого лисенка, нежели иметь отношения с этим меллой». Мелла Хабибулла ишан во время своих поездок по Мещере и другим местам собрал подписи в поддержку своей кандидатуры на пост имама Макарьевской ярмарки. Ему удалось добиться внимания даже губернатора и быть утвержденным на этом посту. Во время апогея своего противостояния с богачами мелла Хабибулла даже вывел на улицу своих сторонников из числа шакирдов и мюридов. В ответ на это богатеи вывели на улицу своих слуг и рабочих фабрик, вооруженных кольями. По словам очевидцев, сторонников меллы было великое множество, большая их часть состояла из мещеряков и они были настолько преданны своему ишану, что целовали следы от полозьев его саней и колес телеги. В селе Уру была построена даже отдельная изба – ханака, в которой останавливались пилигримы из суфиев и дервишей. В той избе мелла вел  уроки по книге «Танбихел гафилин». Было принято вопрошать у тех шакирдов, которые обучались в Заказанье о том, посещал ли он шарифа из села Уру, бывал ли в его ханаке и читал ли его «Танбих..» Те из молодых людей, которые утвердительно отвечали на эти вопросы, принимались общиной, а иные изгонялись.

Начальное образование мелла Хабибулла получил на своей родине, а затем обучался в Бухаре и Кабуле, где он стал мюридом ишана Фаизхана ибн Хузурхана. Именно последний выдал ему подтверждение о том, что он идет правильным путем и имеет право на воспитание мюридов. Известно, что мелла Сагид ибн Ибрагим также был последователем этого ишана. У нас имеется письмо на персидском языке, написанное меллой Хабибуллой, в котором он восторженно отзывается об этом ишане и желает быть его спутником. Приведем отрывок из письма меллы Хабибуллы, адресованное нашему деду меле Габдуннасиру: «Наши ду’а и теплые приветствия дамелле Мухаммаду Габдуннасиру. Доводим до вашего сведения о том, что подателю сего послания сыну Мусагида необходимо передать во что бы то ни стало рубль для восполнения моего долга перед ним. Вассалям. Совершающий ду’а Хабибулла мелла сын Хусаина. Генваря 8 числа 1812 года».

Наш дед в бытность шакирдом обучался у Хабибуллы ишана. Ему посчастливилось  также вскрыть некоторые недочеты, повстречавшиеся в книгах ишана, а также переписать по его просьбе отдельные сочинения и завещание. Дед, рассказывая о нем, как-то заметил: «Этот человек с головой ушел в мирские заботы, увлекся распрями и выяснением отношений и тем самым исчерпал свое былое величие».

Он скончался после нашумевшего «потопа» в первых числах рамадана 1232 (1816) года, в понедельник и был погребен накладбище села Уру. Родился пятого джумадиель-аувваля 1176 (1762) года».

Далее Марджани, как обычно перечисляет наиболее известных учеников и последователей меллы Хабибуллы.

В заключение Марджани описывает события, связанные с упомянутым ранее «потопом». Вот его рассказ: «Потоп был вызван сильнейшим ливнем, в результате которого одна из двух изб, которыми владел мелла, была смыта потоками воды. В этом бедствии погибли множество людей, скота, а также имущество крестьян и постройки. По рассказам очевидцев, в стихии погибло весемьдесят два человека. Их тела были обнаружены близ деревни Куллар. Некоторое имущество крестьян было обнаружено позднее вниз по течению реки близ деревень Старый Узюм и Старые Тазлары. Это трагическое событие негативно отразилось на здоровье меллы Хабибуллы и он скончался».

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle
Яндекс.Метрика