Мориски: смогут ли потомки изгнанных из Испании мусульман вернуться на родину?
Кто такие мориски?
Этимологически слово «мориско» происходит от слова «мавр» или «мавританский», которое относится к мусульманским жителям Северной Африки и Пиренейского полуострова. Термин «мориско», однако, был обозначением мусульман, обращенных в христианство в средневековой Испании. Таким образом, мориски были расовым и культурным меньшинством в испанском католическом обществе.
Несмотря на то, что они обратились в христианство, мориски продолжали тайно придерживаться ислама, отстаивать свою расовую и культурную идентичность через различные глубоко укоренившиеся культурные обычаи. Однако воспроизведение и увековечение их культурных традиций было воспринято католическими властями как угроза, их обвиняли в сохранении лояльности мусульманам Северной Африки и туркам Османской империи.
Король Филипп III решил изгнать их из Испании 22 сентября 1609 года, постановив, что «все мориски должны быть взяты из этого королевства и изгнаны в Барбари (Северную Африку)». В поисках безопасности и убежища, мориски покидали родину, выбрав разные маршруты, которые вели их в Северную Африку, Францию, Османскую империю и даже в колониальную Латинскую Америку.
Один из свидетелей и сторонников изгнания – Педро Аснар Кардона, оставил вот такое описание этого насильственного исхода морисков из Валенсии:
«Они выступили большими группами, разрываясь горем и слезами, среди огромного шума и беспорядочных криков, обремененные своими сыновьями, дочерьми и женами, своими немощными, пожилыми и детьми, покрытые пылью, потные и задыхающиеся… [Они] перенесли в начале своего изгнания несравненные муки, ужасную горечь, острую боль и переживания в своем теле и душе, и многие умерли в недуге…»
Есть много противоречивых оценок количества изгнанных морисков, но ученые согласны с исследованием Анри Лапейра, который оценил их количество примерно в 300 тысяч человек. Мориски были изгнаны в массовом порядке в основном из-за недоверия и страха. После того, как Карл V, король Испании и император Священной Римской империи, принудил их обратиться в христианство между 1525 и 1526 годами, мориски сопротивлялись полной ассимиляции и сохраняли свою этническую и культурную идентичность, воплощенную в их мавританских формах одежды, музыке, кухне, языке, именах и других практиках.
Испанцы восприняли это как знак отступничества и неискренности по отношению к католицизму и, следовательно, угрозу. Поэтому они оправдывали массовое изгнание как необходимую защиту «христианского мира».
До принятия решения о массовом изгнании морисков испанские власти и церковь широко пропагандировали идеологию религиозного единства и распространяли антиисламскую пропаганду. Позже они использовали это якобы для узаконивания высылки. Оскорбление ислама и мусульман принимало множество форм.
Пропаганда называла пророка Мухаммада (с.а.с.) «антихристом», а его последователей – еретиками и сатанистами. Испанская инквизиция, учрежденная королем Фердинандом и королевой Изабеллой в 1478 году, приняла концепцию «Чистоты крови» («Limpieza de sangre»), которая узаконила дискриминацию людей с мусульманским, еврейским или «еретическим» происхождением.
Мориски, в отличие от иудеев и мусульман, формально являлись обращенными в христианство. Тем не менее, их критиковали, клеймили и помещали в нижнюю часть социальной иерархии, основанной на происхождении и крови, а не на заслугах. Кампания короля Фердинанда и королевы Изабеллы по «очищению» католической Испании началась в конце XV века с изгнания некатоликов, особенно мусульман, евреев и протестантов, при этом совершались жестокие пытки и убийства.
Сегодня большая часть диаспоры морисков рассеяна по странам Северной Африки. В Марокко потомки морисков живут в Рабате, Сале и северных городах Шефшауэн, Тетуан и Танжер. Когда они бежали из Испании, мориски оставили позади все, кроме своей культуры и традиций. Мориски привезли с собой андалузскую музыку, которая до сих пор очень популярна в Магрибе.
Влияние морисков все еще очень заметно в одежде, музыке, еде, торжествах и архитектуре. Город Шефшауэн, основанный в 1471 году Али Бен Рашидом, другом последнего правителя Гранады, архитектурно похож на город Гранаду и напоминает его переулки, минареты, мозаику, голубую окраску стен и стиль домов.
Сегодня диаспора морисков также существует за пределами Северной Африки, в таких разных местах, как Франция, Турция и Латинская Америка. Жестокость и несправедливость изгнания почти забыты, в то же время расовые и этнические меньшинства начинают получать признание и поддержку.
Не принося официальных извинений, министр юстиции Испании Рафаэль Катала в июне 2015 года выступил с заявлением, в котором признал «историческую ошибку» изгнания евреев из Испании и пригласил потомков сефардских евреев подать заявление на получение испанского гражданства.
В октябре 2015 года нижняя палата парламента Испании приняла закон о предоставлении испанского гражданства евреям испанского происхождения. Хотя такой закон, безусловно, является позитивным шагом, однако политики Испании игнорируют морисков, которые тоже были аналогичным образом изгнаны из страны, что говорит о двойных стандартах в отношении жертв религиозного насилия в средневековой Испании.
Испанская инквизиция, по мнению как мусульманских, так и немусульманских историков, нанесла огромный вред мусульманам и морискам. Извинение и предоставление гражданства потомкам изгнанных испанских евреев при исключении мусульман из потомков морисков противоречит «открытой, разнообразной и толерантной Испании». К сожалению, такое упущение говорит о том, что истинное примирение и принятие морисков все еще недостижимо.
Общественное мнение Испании является неотъемлемой частью вопроса о том, каким обществом стремится быть современная Испания и какой в нем может существовать плюрализм. Любые претензии Испании к культурному плюрализму или сосуществованию, которые не признают историческое положение морисков и не предоставляют их потомкам права на возвращение, будут неполными.
Автор: Дамир Гайнутдинов