"Матери нации": участница первого Всероссийского съезда мусульманок Шафика Гаспринская
«Однажды, путешествуя, пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) увидел нескольких женщин, ехавших на верблюде. Погонщик гнал животных слишком быстро, забыв, что такая езда причиняла женщинам большие неудобства. Тогда Пророк (мир ему) сказал ему: «Ты везешь хрустальные шкатулки, будь с ними поосторожнее!»
С каждым годом, с каждым днём мы всё больше отдаляемся от событий далёкого 1917 года, когда состоялся первый в истории Всероссийский съезд мусульманок в Казани, прошедший 24 апреля. Тогда список приглашённых состоял из 60 женщин, однако по факту приехали порядка 72 представительниц женского мусульманского мира, а ещё несколько сотен были в числе зрителей и слушателей.
Хадича Таначева, Салима Якубова, Захида Бурнашева, Ильхамия Туктарова, Шафика Гаспринская – это лишь малая часть имён женщин, которые своим трудом, своими действиями смогли изменить и усовершенствовать жизнь мусульманок. Избирательные права женщин, равное право на труд, возможность принимать активное участие в общественной жизни своей уммы – за это боролись участницы съезда. Каждая из мусульманок внесла неоценимый вклад в общее дело. И сегодня мы хотим рассказать Вам об одной из них – о Шафике Гаспринской.
Шафика Гаспринская родилась в 1886 году в Бахчисарае, где получила образование. Она была дочерью великого крымскотатарского просветителя Исмаила бея Гаспринского и Биби Зухры Акчуриной, происходившей из знатного рода поволжских татар. Работать девушка начала очень рано вместе со своим отцом в газете «Терджиман».
Окончив в 1906 году лицей, Шафика становится заведующей редакцией первого в мусульманском мире женского журнала «Алем-и-нисван» («Женский мир»), который сначала был приложением к «Терджиману». «Женский мир» представлял собой специальный еженедельный научно-литературный журнал, который своей целью видел духовное развитие и образование женщин того времени.
Программа журнала для крымских мусульманок была утверждена в Санкт-Петербурге и включала в себя такие вопросы, как правительственные распоряжения и законы, касающиеся женщин, практические советы по хозяйству, семейной и детской гигиене, проблемы домашней работы: рукоделие, ткачество, шелководство, рассказы о жизни женщин в разных странах, биографии и портреты выдающихся женщин мира, рассказы, письма читателей, научные открытия, изобретения, новости литературы, объявления и реклама.
К чести журнала стоит отметить, что он пользовался огромным спросом не только на своей «родине», но и в таких странах, как Египет, Туркестан, Япония и даже Индия.
К сожалению, судьба «Алем-и-нисван» была печальна: в 1910 году вышло только 10 номеров журнала, а в 1911 и вовсе 3. Шафика Гаспринская безуспешно попыталась возобновить выход журнала в 1917 году. Четыре исторических номера можно увидеть в Турции в библиотеке Хикки Гариха, а три экземпляра хранятся в Парижской библиотеке. Это самые большие коллекции.
Как только из-под печатного станка вышел первый, ещё пахнущий типографской краской номер «Алем-и-нисван», то в жизни Гаспринской основной темой стали проблемы женщин, на решение которых она бросила все свои силы, пытаясь объединить мусульманок всего мира.
В 1905-1914 годах повсеместно начинают создаваться женские общества, а газета «Терджиман» и журнал «Алем-и-нисван» особое внимание уделяют доведению до читателей информации о настоящем положении женского населения в разных регионах России, Кавказа и Средней Азии, поднимают такие вопросы, как получение образования мусульманками, возможность открытия для них специальных школ.
Именно Гаспринская предложила программу действий для улучшения социально-экономического и общественного положения женщин, которая состояла из 14 пунктов. Шафика ханум говорила о необходимости оставить далеко в прошлом те обычаи, которые своим существованием являются зримым примером унижения чести и достоинства женщины. Также она ратовала за запрет выдачи замуж девочек, не достигших возраста 16 лет. Открыть больницы, дошкольные учреждения, школы для девочек – об этом не уставала говорить Шафика Гаспринская.
Во многом благодаря её неустанной работе было принято решение о создании Крымского Центрального Мусульманского женского комитета и сформулированы основные цели его деятельности, включающие, к примеру, признание за женщинами-мусульманками всех прав человека, широкая пропаганда демократических идей, распространение знаний необходимых для участия в общественной и политической жизни, приобщение возможно большого числа мусульманок к сознательному требованию и осуществлению прав как в семейной, так и в общественной и политической жизни, охрана прав женщин, культурно-просветительская деятельность среди широких слоев населения.
«Женщины, участвующие в движении, должны быть высокообразованными, толерантными, иметь сердце, полное любви к родной земле и своему народу», - отмечала в своих выступлениях Гаспринская. Что касается работы комитета, то все их силы были направлены на введение охраны материнства и детства, содействие вхождению мусульманок во все области общественной и служебной деятельности, на проведение различных мероприятий.
В середине августа 1917 года в Крыму проходит трехдневный региональный женский конгресс, на котором основной доклад прочитала Шафика Гаспринская и напомнила о необходимости изучения собственных прав в исламе, чтобы успешно и как можно скорее победить имеющую место быть дискриминацию. А уже в ноябре именно она была избрана делегатом I Курултая крымскотатарского народа от евпаторийского уезда. «Женщины должны принять активное участие в выборах делегатов Курултая и его работе. Ради завтрашнего дня мы должны работать сегодня», - подчеркнула она в своём обращении к коллегам.
В 1918 году Шафика Гаспринская в силу определённых событий покидает Крым и уезжает на родину своего мужа, в Азербайджан. Однако и здесь она не задержалась надолго – после смерти мужа она мигрирует в Турцию, где не перестаёт заниматься активной деятельностью, помогая беженцам, отдавая всю себя работе в «Красной полумесяце».
Уже в Стамбуле в 1930 году Гаспринская создает Союз крымскотатарских женщин. Именно здесь, на турецкой земле, она покинет этот мир в 1975 году, в возрасте 88 лет.
Ильмира Гафиятуллина