Татарский богослов Нургали Хасанов: чему могут у него научиться современные мусульмане?
Совсем недавно в свет вышла книга, посвященная биографии известного мусульманского религиозного деятеля, ученого-богослова, шейха Нургали Хасанова (1852–1919).
По словам историка, автора книги Рашида Амишова, Нургали Хасанов получил прекрасное образование в Казани и Бухаре, достиг ученых степеней в религиозных науках и в тарикате. Он более тридцати лет руководил медресе в городе Буинске, обучил и воспитал большое количество выдающихся учеников.
Своей многогранной жизнью и религиозно-просветительской деятельностью он оставил заметный след в истории татарского народа.
Его заслуги были признаны властями Российской и Османской империй, от которых он получил высокие правительственные награды. Его по праву можно считать одним из героев татар наряду с Ш.Марджани, Г.Баруди, Р.Фахрутдин и другими.
– Рашид Ильязович, Вы на основании широкого круга исторических источников и литературы раскрыли жизнь и деятельность Нургали Хасанова? Почему выбор при написании книги выпал именно этому человеку? Чем он примечателен?
Милостью Всевышнего мои детские и юношеские годы прошли в г. Буинске. Я много слышал от пожилых людей, особенно моего деда Малик (Габдульмалик) хазрата Мулюкова (1923-2005), что Буинское медресе имеет очень давнюю историю и было одним из крупных религиозных центров просвещения.
Здесь работали известные богословы, имамы и училось много шакирдов, ставших в последствии религиозными деятелями, учеными, выдающимися личностями.
Этому свидетельствовали сохранившиеся старые здания медресе, древние надгробные камни на старо-татарском кладбище г. Буинска и народная молва.
Будучи студентом исторического факультета Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета появилось желание изучить историю Буинского медресе и мечетей города.
В связи с этим для дипломной работы выбрал тему: «История мечетей и медресе г. Буинска». В результате долгих исследований в архивах, библиотеках и общения с пожилыми людьми было собрано большое количество исторических материалов. Среди них были обнаружены первые сведения о деятельности Нургали Хасанова. Эту научно-исследовательскую работу издал в 2009 году в виде монографии для широкого круга читателей.
В годы учебы в аспирантуре и работы директором Буинского медресе я продолжал собирать информацию о Нургали Хасанове. Позже в период обучения в докторантуре Казанского федерального университета и деятельности в Институте международных отношений КФУ представилась возможность более подробно изучить жизнедеятельность богослова.
Исследовал информацию в архивах и научных библиотеках и нашел большое количество исторических материалов, публикаций и фотографий богослова. Так была написана объемная монография «Татарский богослов Нургали Хасанов», где подробно повествуется многогранная жизнь богослова и его вклад в мусульманскую интеллектуальную жизнь и общественные процессы России рубежа конца XIX – начала XX веков.
– Чем отличался внешний вид мусульманского духовенства XIX-XXвв. от образа современных представителей ислама?
Особых отличий в форме религиозной одежды не было. Разве что все представители мусульманского духовенства в богослужении строго одевали чалму, чапан, а повседневности носили татарскую национальную одежду. Также по сунне Пророка ﷺ более старших и пожилых можно было видеть с тростью в руках.
– В своей книге вы упоминаете, про то, что Нургали Хасанов носил перстень-печатку, на котором была выгравирована надпись «Мулла Нургали мударрис». Для чего она ему была нужна? И были ли подобные печати у других религиозных деятелей? Для чего они их использовали?
Действительно по примеру пророка Мухаммада ﷺ богослов Нургали Хасанов носил небольшой серебренный перстень-печатку овальной формы с выгравированной надписью. В некоторых случаях он его использовал и в качестве печати. Так среди его личных книг из домашней библиотеки и в его документах, письмах имелась печать именно с этого перстня-печатки.
Перстень-печатку богослов одевал и в дальние поездки. Подобное практиковали и другие духовные лица. Так в официальной переписке чаще всего они использовали специальные печати с упоминанием их имен, должности и места работы.
– Татарский ишан – что значит для Вас это слово?
На территории России исторически сложился традиционный ислам, неотъемлемой частью которого является суфизм (тасаввуф) – путь нравственного самосовершенствования и приближения к Аллаху. Он связан с третьей основой ислама – ихсаном (искренностью), выступает как отдельная религиозная наука. Духовных наставников на этом пути называли ишанами (шейхами, муршидами), а их учеников – муридами.
Ишаны – во все времена истории татарского народа играли большую роль в развитии ислама, религиозного просвещения, нравственного воспитания, духовного врачевания и благотворительности.
В Среднем Поволжье во времена Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства ишаны были приверженцами суфийского тариката (направления) ясавия, а позднее, обучаясь в Дагестане и Средней Азии, приняли тарикат накшбандия.
После потери татарами своей государственности в период насильственной христианизации до признания официального статуса ислама российским государством ишаны-абызы более двухсот лет выступали лидерами народа сыграли неоценимую роль в консолидации и сохранения татар перед лицом внешней угрозы и внутренней нестабильности.
В ХIХ – начале ХХ веков в нашем регионе проживало много суфийских шейхов. Они представляли самую влиятельную часть татарского мусульманского духовенства.
В условиях Российской империи почти все они служили приходах официальными духовными лицами (имамами и руководителями медресе) и во многих местностях выступали неформальными лидерами верующих и духовенства, и имели огромное влияние на мусульманское население.
В библиографических трудах ученых Шигабутдина Марджани, Ризаэтдина Фахрутдина, Мурата Рамзи и других приводятся имена самых известных ишанов Волго-Уральского региона.
Более подробно об ишанах в целом о деятельности татарских мулл и абыстаев дореволюционного периода рассказываю в своей докторской диссертации «Повседневная жизнь приходского мусульманского духовенства Волго-Камья Российской империи во второй половине XIX – начале XX вв.».
– Богослов Нургали Хасанов успел исполнить в своей жизни один из главных столпов ислама хадж в Мекку и к святым местам. Чем запомнилось ему это паломничество. О чем он вспоминал потом?
Богослов Нургали Хасанов был одним из известных татарских ишанов. Летом 1906 года он отправляется в удивительное путешествие, которое включает в себя много знаменательных событий, посещения городов Симбирск, Казань, Москва, Петербург, Одесса, Стамбул, Бейрут, Дамаск, Табук, Медина, Мекка, Джидда, Бахчисарай и многих исторических мест, достопримечательностей, встречи с султаном Абдульхамид II, известными того времени политиками, учеными, суфийскими наставниками. Общая продолжительность его пути заняла около 9 месяцев.
Благодаря сохранившимся публикациям богослова, татарским газетам того времени мы смогли реконструировать события его жизни, связанные с паломничеством.
Интересно то, что Нургали Хасанов как известный татарский ишан в Стамбуле легко вошел в близкое окружение халифа Абдулхамида II и стал его почетным гостем.
Султан оценив его как личность и заслуги в области исламского просвещения проникся с таким уважением к нему что целый месяц гостил его у себя в дворце 18 октября 1906 года наградил высшим почетным орденом «Османие» I степени, показал чапан самого пророка Мухаммада хранившееся во дворце и другие священные реликвии ислама, выдал 300 золотых лир, устроил его сына в Стамбульский университет и правительственной делегацией вместе сыном бесплатно отправил в хадж. Поэтому паломничество богослова Нурали Хасанова очень отличалось от хаджа других паломников в плане удобств, безопасности, насыщенности событий.
– Нургали Хасанов близко общался с еще одним известным татарским ученым Шигабутдином Марджани. Что их связывало?
Действительно Нургали Хасанов близко общался с известным татарским ученым Шигабутдином Марджани (1818–1889). Несмотря на разницу в возрасте, между ними было много общего. Оба получили классическое религиозное образование в медресе «Мир-Араб» в Средней Азии и имели родственные связи со стороны жен – они были женаты на дочерях богослова и имама Буинска Габденнасыра Мухамматаминова (1816-1886).
Сохранилось и выступление Нургали хазрата в честь 100-летия со дня рождения Марджани, где он говорил о существовавших между ними родственных, дружественных отношениях и высоко оценивал заслуги ученого.
– Какой была его семья? Как вели они домашний быт, как проводили досуг? Что отличало ее от всех остальных семей?
Нургали Хасанов был женат дважды. Кроме двух сыновей все его дети умерли от болезней. Жены Нургали Хасанова были верными помощницами хазрата в работе с женской аудиторией. Как и у всех татарских мулл, в его большом доме была организована начальная религиозная школа для девушек-прихожан.
По пятницам, считающимися выходными, женщины прихода собирались в доме богослова, где абыстаи вели проповеди (вагазы), также исполняли некоторые религиозные обряды среди женщин, такие как «Коран мэджлесе», «Маулид уку», участие в похоронных обрядах и прочее.
В плане увлечений Нургали Хасанов большое удовольствие получал от преподавания. Любил своих учеников и всячески заботился о них. В свободное время от основной деятельности проводил время с семьей.
Как и все ученые люди, много читал книги, газеты и журналы, собирал старые книги, увлекался историей. В своем доме имел богатую библиотеку. Также Нургали хазрат очень любил путешествовать: ездил в Казань, Симбирск, где были много друзей и знакомых, выезжал в селы Буинского, Тетюшского уездов, где жили и работали его многочисленные ученики.
Нургали хазрат, как и все правоверные мусульмане, любил усердно молиться и поклоняться Аллаху. Он ежедневно совершал дополнительные зикры и богослужения.
– Чем примечательна благотворительная деятельность Нургали Хасанова?
Нургали Хасанов был достаточно состоятельным человеком. Свои сбережения он любил расходовать на благотворительность: помощь нуждающимся ученикам, издание книг и их распространение. При поступлении шакирдов из малообеспеченных семей не брал вступительный ежегодный взнос.
В медресе он приютил многих сирот. В своих проповедях богослов часто пропагандировал татарское население к оказанию помощи нуждающимся, организовывал благотворительные акции.
Занимался привлечением средств, спонсоров на содержание Буинского медресе. С их помощью ремонтировались старые здания и строились новые, обеспечивалось их полноценное содержание.
В 1910 году в Буинске Нургали Хасанов вместе с ахуном Буинского уезда Абдульсамадом Шагидуллиным (1866-1928) организовал «Благотворительное общество мусульман Буинского уезда», которое активно занималось помощью нуждающимся мусульманам уезда на средства от членских взносов и благотворительных пожертвований татарских баев.
С началом Первой мировой войны Нургали Хасанов периодически стал оказывать благотворительную помощь государству. Так, в 1914 году вместе с муллами Буинского уезда он передал уездному казначейству солидные пожертвования.
Также для Буинской земской больницы, где лечились раненые, Нургали хазрат периодически привозил собранные с населения деньги, полотенца, подушки, одежду и т.п.
Журнал «Мәгълүмат» ОДМС в январе 1917 года упоминает о том, что Нургали Хасанов организовал благотворительный сбор и от имени своего прихода передал 22 рубля на нужды семей военнослужащих.
– Нургали хазрат за свою жизнь написал несколько десятков книг и брошюр. Что представляло круг его интересов? Что больше всего он любил изучать?
Богослов Нургали Хасанов находил время и для творческой деятельности. За свою жизнь он написал более 20 книг и брошюр богословского содержания. К 1910 году 11 из них успел издать. Из них 9 были обнаружены нами. Помимо этого, он писал статьи и в периодические издания. По тематике его публикации были посвящены мусульманскому праву (фикх), арабскому языку, суфизму и педагогике.
– Каким образом религиозные деятели того времени вели пропаганду (дагват) ислама?
Действительно, Российская империя была православным государством и государство запрещало мусульманскому духовенству и другим конфессиям вести пропаганду своей веры. И это каралось очень жесткими наказаниями, то есть, людей выселяли в Сибирь, большие сроки давали, но, тем не менее, мусульманское духовенство находило пути выхода. Они через людей, через прихожан действовали, объясняли веру.
Духовенство сыграло огромную роль для возвращения в мусульманство насильно крещенных татар и в целом сохранить в исламе татарское население. В этом плане богослов Нургали Хасанов внес заметный след в привлечение чуваш и крещеных татар в ислам.
Наконец, после революции 1905 года Николай II издал свой известный манифест о свободе веры, после которой многие крещеные спокойно перешли в мусульманство
– Сильно ли изменился обряд мусульманского бракосочетания никах за более чем век?
До революции институт брака у татар была очень крепким. В отличии от современности разводы были редким явлением. Это было традиционное патриархальное общество, где статус мужчины был очень высок. По традициям и стараниям родителей молодые рано создавали семьи и к 40 годам они уже имели внуков. Мужчина был основным добытчиком, кормильцем, женщины во многом зависели от них.
Религия, духовенство также имели определенную роль в приходах для укрепления, сохранении семей. Именно муллы выступали посредниками между мужем и женой в случаях конфликтов и предразводного состояния, выполняли услугу медиации перед разводом, прилагая всяческие усилия для сохранения семьи своих прихожан.
В целом обряд бракосочетания проходил пышно в домашней атмосфере с приглашением большого количество людей по определенным народным традициям. К примеру, после никаха невеста около года продолжала жить со своими родителями. Часто только после рождения первенца они начинали жить вместе с мужем в его доме.
По сравнению с современными бракосочетаниями, то они проходит более скромно, быстро и молодые сразу же стараются жить отдельно от родителей.
– Вы пишите, что несмотря на свое положение Нургали Хасанов избегал тщеславия и гордыни? Как ему это удавалось?
Действительно богослов Нургали Хасанов, как ученый, просветитель достиг очень высокого положения в обществе и авторитета. Ему много и завидовали, пытались по-разному навредить. Будучи сильным духом он легко переносил все тяжести и испытания судьбы.
Сторонился всего греховного, сомнительного и пустых разговоров, бесполезного времяпровождения. Он был далек от интриг, сплетен, сторонился тщеславия и гордыни. Даже будучи известным ученым, избегал говорить о себе как об ученом и писал о себе скромно или вовсе с принижением.
– Кому бы Вы порекомендовали в первую очередь прочтение этой книги? Будет ли она полезна молодым мусульманам?
Книга о богослове Нургали Хасанове предназначена для историков, преподавателей, студентов и всех, кто интересуется историей ислама и богословским наследием татар. Скачать книгу на двух языках можно здесь.
Монография позволяет на примере жизнеописания этой яркой личности еще более глубоко представить исторические процессы, происходящие в религиозной среде татар Среднего Поволжья конца ХIХ – начала ХХ вв.
Для читателей предлагаем короткий электронный вариант этой книги на русском и татарских языках. Аллах бирса в скором времени обрадуем зрителей выходом на свет и документального фильма о жизни замечательного богослова.
Амир Исламов
Иллюстрации предоставлены автором книги.