Роль чувств в получении исламского знания
Матуриди стал первым человеком, обсуждавшим такие важнейшие проблемы, рассматриваемые сегодня социологией знания, философией и религиозной философией, как сущность знания, возможности знания, способы получения знания, то, как появляется знание, суть религиозного знания, а также он выдвинул собственную теорию в исламской мысли. К тому же, взяв за основу эту теорию, он написал важные произведения сначала по каламу, а потом по фикху и тафсиру. Истоки этой теории Матуриди в чувствах, преданиях и разуме. Пока выполняются нужные условия, знания, полученные одним из этих трех путей или всеми тремя сразу, невозможно отрицать, называя их недостоверными. У каждого из этих путей получения знания есть собственная отдельная группа объектов. Вместе с этим, иногда одна группа объектов может относиться к двум разным источникам знания.
При подробном изучении произведения, становится понятно, что такая теория знания выведена из Корана. Потому что Матуриди объясняет слово «зрение», использованное в аяте «Аллах вывел вас из чрева ваших матерей, когда вы ничего не знали. Он наделил вас слухом, зрением и сердцами, — быть может, вы будете благодарны» , как способность отличать друг от друга формы и цвета; слово «слух», как возможность слышать звуки и определять их; слово «сердца» же, как то, с помощь чего человек определяет то, что не видит глазами и не улавливает ушами, определяет, что из этого принесет ему пользу, а что вред . Из этой информации и объяснений в «Китабу-т тавхид» ясно, что для познания объектов используются зрение, слух и сердце, которые, соответственно, приравниваются к чувствам, преданиям и разуму, а достоверность знания, полученного из преданий проверяется слухом, являющимся одним из пяти человеческих чувств.
Мы бы хотели вкратце остановиться на чувствах, разуме и преданиях, которые Матуриди в теории знания называл путями получения знания:
а) Чувства (Иян)
Для обозначения чувств Матуриди использует термины «иян» и «хавасс». Однако, по смыслу термин «хавасс» более узок, а термин «иян» более широк. В то время, как «хавасс» используется лишь для обозначения пяти чувств, «иян» используется и для описания пяти чувств, и для внутренних чувств и внутреннего самоанализа, а также для чувств животных и внутренних мотивов. Познавать человеческие творения и объекты можно с помощью пяти чувств, то есть, обоняния, слуха, зрения, осязания и вкуса. Знания, полученные с помощью этих чувств, человек называет чувственными знаниями. Однако, чувственные знания не помогают при изучении «сотворенных объектов» и «духовных объектов, появляющихся в нашем внутреннем мире», возможность к их восприятию ограничена. Чувственные знания верны и надежны, когда органы чувств в порядке, а каждый объект изучает соответствующим ему чувством. Среди областей знания, которые можно изучать чувствами, Матуриди называет мир и его обитателей, небесные тела; другие физические объекты, видимые глазами; вкус, наслаждение и страсть, горечь и удивление; голод и жажду, цвета и звуки; движения тел и их покой, объединения, разрушения, формы и образы, и многое другое. Более поздние матуридиты использовали термин «надежные чувства» с целью получения достоверного знания.
Продолжение следует.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.