Новаторский дух и преданность знаниям: наследие Мухлисы Буби, пионера татарского образования
Фото: Ильнур Мифтахов, ДУМ РТ
Наследие Мухлисы Буби, пионера татарского образования
мы углубляемся в богатую историю татарского народа, одно имя выделяется особенно ярко – это Мухлиса Буби (1869–1937). В этом году исполняется 115 лет со дня ее рождения, и ее вклад в образование и расширение прав и возможностей татарских женщин продолжает находить отклик и сегодня. Празднование ее наследия не только отдает дань уважения ее достижениям, но и вдохновляет современное и будущие поколения мусульманского сообщества по всему миру.
Молодость и образование
Мухлиса Буби родилась в 1869 году в деревне Иж-Буби (ныне Агрызский район Республики Татарстан). Россия в те времена переживала глубокие социальные и политические перемены. Выросшая преимущественно в мусульманской среде, она на собственном опыте убедилась в трудностях, с которыми сталкиваются женщины в поисках образования и личностного развития.
Жажда знаний привела Мухлису к тому, что она стала одной из первых учениц местных татарских учебных заведений, где столкнулась с препятствиями, характерными для ее времени, но никогда не колебалась в своем стремлении к учебе.
В Агрызском мухтасибате отметили 155-летие Мухлисы Буби
Дальновидный педагог
Осознав преобразующую силу образования, Мухлиса Буби посвятила свою жизнь обучению и расширению прав и возможностей молодых женщин. В эпоху, когда образование для девочек часто недооценивалось, она стала страстным сторонником женской грамотности и образования, веря, что образованная женщина может изменить мир.
Мухлиса открыла свои двери для девушек, которые стремились учиться, создав благоприятную среду, способствующую как успеваемости, так и личностному росту. Ее инновационные методы преподавания, вобравшие в себя элементы традиционной татарской культуры наряду с современными образовательными технологиями, выделяли ее среди других и вызывали уважение как у учителей, так и у учениц.
Мухлиса Буби была не просто преподавателем; она была образцом для подражания, который побуждал своих учениц мечтать, преодолевая социальные ограничения.
Отстаивание прав женщин
Видение Мухлисы выходило за рамки классной комнаты. Она понимала, что образование – это лишь один из аспектов более широкой борьбы за права женщин и расширение их возможностей. Активно участвуя в движении за сохранение татарской культуры, Мухлиса Буби использовала свое влияние, чтобы отстаивать роль женщин в обществе.
Она сыграла решающую роль в нескольких инициативах, направленных на укрепление здоровья женщин, их юридических прав и участия в жизни общества. Ее усилия внесли значительный вклад в изменение восприятия роли женщин в татарском обществе и за его пределами.
Старания Мухлисы дали возможность многим женщинам получить образование и сделать карьеру, позволили им освободиться от сковывающих стереотипов и активно участвовать в формировании своего будущего.
К юбилею Мухлисы Буби в ИД «Хузур» вышла в свет книга ее брата Губайдуллы Буби
Наследие и вдохновение
Вклад Мухлисы Буби не остался незамеченным. Ее новаторский дух и преданность образованию вдохновляли поколения татарских женщин-педагогов и активисток. Сегодня, когда мы отмечаем 115-ю годовщину со дня ее рождения, важно задуматься о ее влиянии на мусульманское сообщество и о важности поддержки и расширения прав и возможностей женщин.
Жизнь Мухлисы Буби служит напоминанием о значении образования в преодолении социальных барьеров.
Чтобы почувствовать ее стремления, трудности с которыми ей приходилось сталкиваться и вообще окунуться в ту эпоху, предлагаем вашему вниманию отрывок из ее речи:
Из речи Мухлисы Буби произнесенной 20 апреля 1913 года во время экзаменации учениц
Дети нации воспитываются руками матерей нации, а не руками отцов нации, а затем вырастают, становятся людьми. Только на словах легко произнести «воспитание ребенка», а если посмотреть в его суть – это нешуточное серьезное дело: ведь воспитание ребенка состоит не только из его кормления, а наверное, самое важное в этом деле следить за его здоровьем, чистотой, нравственностью и поведением, и делать усилия по их развитию.
Таким образом для воспитания детей женщинам, которые будут заниматься воспитанием является обязательным (фардом) получение определенных знаний по нравственности и сохранению здоровья, духовности и воспитанию, религии и религиозности. Помимо этого, вести домашнее хозяйство, готовить еду, следить за одеждой домочадцев – все это является обязанностью женщин. Для этого тоже необходимо владеть немалыми знаниями, возможно даже большими…
Вот видите, сколько на нас – женщин возложено трудных и в месте с тем очень священных дел! Поэтому нам необходимо получать образование не столько, сколько мужчинам, а возможно даже намного больше, чем им – прилагать усилия для обучения наших девочек — получается очень необходимое и очень обязательное деяние.
Поэтому шариат тоже сделал для нас обязательным получение знаний и обучение. Если бы стремимся к хорошей жизни, хотим видеть, как наши дети растут воспитанными людьми, ведь мы все хотим этого, единственным средством для достижения этого является образование.
…В этом году были школьные трудности, так как школа действовала в стесненных условиях, все классы по факту находились в одном помещении, поэтому мы не смогли дать детям желаемого количества знаний и воспитания. Если в следующем году будет подготовлена школа с раздельными классами, голоса одних не будут мешать другим, дети смогут сосредоточиться на уроке, не будут путаться, а наши старания будут ненапрасными, школа заработает на полную отдачу, обучение и воспитание достигнут желаемого уровня… (перевод со старотатарского Гайнутдинов Д.М. Из книги Милләт аналары: тарихи-документаль һәм биографик җыентык)
Мухлиса Буби: как стала кадием, сама того не ведая
Дамир Гайнутдинов