• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Аcият Буттаева: «Ислам привлекает интерес у представителей других вероисповеданий»

Время чтения: 5 мин
2003

Сегодня у нас в гостях Аcият Магомедовна Буттаева, доктор философских наук, профессор кафедры теологии и социально-гуманитарных дисциплин Дагестанского гуманитарного института, профессор отделения кафедры ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозного диалога по Северному Кавказу (г.Дербент), Россия.

– Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракатуху, Асият Магомедовна. Мы сегодня хотели бы поговорить с вами об истории мусульманской уммы на территории современной России и о её будущем.

– Сегодня мусульманский мир по последним социологическим данным составляет 1 миллиард 300 млн. человек. Скажите пожалуйста, на ваш взгляд будет ли это цифра расти в будущем, и если да, то почему?

– В своей диссертации я тоже обозначила цифру 1 миллиард 300 млн человек. Если говорить о России, то даются разные цифры. Президент Путин дал цифру 20 млн человек. По сути мы, мусульмане, являемся младшими братьями православной религии, которая является первичной господствующей на территории России, и от этого никуда не деться.

Цифра 20 млн – это было в 2011 году. С тех пор мусульманское население России увеличилось: одни говорят на 1,2%, другие вообще говорят на 5%. Но факт, что оно увеличилось. Естественно, и в других мусульманских регионах России это процесс тоже идёт.

Мусульмане – люди, которые превозносят семейные ценности, превозносят отношения детей с родителями и с детьми. Семья очень ценная для мусульманина территория. Естественно, это влияет на процесс рождаемости в мусульманских семьях.

С 2011 года в мире количество мусульман тоже увеличилось. Я думаю, это хорошая динамика. Это происходит в том числе и за счет прозелитизма, так как ислам привлекает интерес у представителей других вероисповеданий.

– По поводу увеличения, как вам кажется оно будет качественным или количественным?

– После 1985 года ислам стал возрождаться на территории России. Возрождение ислама сначала шло количественное: строились мечети – закрывались школы, строились медресе – закрывались садики.

Таким образом социальные потребности человека ущемлялись, а территории для богослужения и вероисповедания увеличивались. И в один момент пришло понимание, что количество не соответствует качеству. И тут поняли об упущенном моменте и бросились восстанавливать качественное содержание исламских богослужителей. Что для этого нужно? Знания. Знания, которые были нашими традиционными ценностями. Это история, это историческая память, это обращенность к прошлому.

Ведь после 1917 года, и особенно после 1924 года, качественное составляющее знаний и подхода к исламу исчезло. Все знаменитые богослужители были высланы или расстреляны. Вот над этими вещами сейчас стоит очень серьезно подумать.

Если мы ходим патриотизма среди молодежи, если мы хотим, чтобы молодежь любила Родину и готова была отстоять ценности своей Родины, мы должны исходить из исторической памяти этого народа.

Если ты не любишь тропинку к своему селу, если ты не любишь маленький чахлый родник своего села, если ты не представляешь свою гору, которая перед домом, что ты будешь любить? Вот эта и есть историческая память и она очень тесно связана с верой, которая у нас в душе.

Если мы любим материальное, любим природу, любим окружающий материальный мир разумом, то свое мировоззрение, свои мысли, свою историческую память мы любим сердцем.

– В России 2022 год был ознаменован 1000-летием принятия ислама Волжской Булгарией. Но известно, что на территорию современной России ислам пришел ещё раньше – это Дербент, это сподвижники пророка Мухаммада ﷺ. Но, к сожалению, широкого распространения ислам тогда не получил. Расскажите пожалуйста про этот период. И как получилось, что вначале ислам не распространился на территории Дербента, и когда произошел второй приход ислама на Кавказ?

– Если посмотреть внимательно, то уже через 10 лет после смерти пророка Мухаммада ﷺ ислам перешёл границу современной России через Дербентский коридор. Впервые это произошло в 642 году. Что было до этого на этих землях? Зороастризм, иудаизм, христианство, понимаете, это была поликонфессиональная территория, на которой арабы захотели распространить моноконфессионализм. Естественно, что первый приход, связанный с полководцем Масламой не нес в себе исламского мировоззрения.

Во-первых, арабы не знали, что за территория эта Кавказская Албания. Тогда вопрос был немного утилитарный – захватить эти территории, так сказать, обозначиться. Их провал был связан с незнанием особенностей местной географии, трудностями передвижения по бездорожным горам.

Я думаю, этот момент сыграл решающую роль в поражении. Но в Дербенте мусульманская религия все-таки была заложена. В 732 году там была построена Джума-мечеть.

Дальше уже происходит постепенное распространение ислама через Дербент. Но не в сторону современной Махачкалы, а по другому пути: через современный Агульский район, Кулинский район, село Хосрех, затем из Хосреха ислам перемещается в Гази-Кумух. Гази-Кумух на тот момент был центром торговли, узловая ветка Шелкового пути.

Через 44 года после постройки Джума-мечети в Дербенте, здесь закладывается другая Джума-мечеть (777/78 год). И сейчас эта Джума-мечеть вторая историческая мечеть, которая имеет такую продолжительную историю.

И вот сейчас эти моменты всплыли наверх. Она была на 80% построена по образу и подобию дербентской мечети, но также имеет свои особенности. Какие? Под Джума-мечетью в Кумухе есть еще постройки, они имею куполообразную форму и сделаны из камня. Объем каждой постройки 5-6 м2. Предназначение этих построек неизвестно. Ни одна мечеть в России не имеет такого аналога.

Я думаю, что ислам, распространенный в горных районах Дагестана, имел свои специфические черты. Первые распространители ислама, указывали местному населению на необходимость носить чистую белую одежду. Для горных людей, работающих в поле, смотрящих за животными это была сложная задача.

И тогда выходит один аксакал и говорит: «Мы согласны со всем, что вы говорите и хотите, но единственное мы не можем белое одевать. Разрешите нам соблюдать исламскую веру в той одежде, к которой мы привыкли». Ведь исламская традиция очень гибкая, она впитывает в себя обычаи и обряды того народа, который пользуется этой верой. И проповедники с этим согласились.

Люди тогда были невежественными и неграмотными. Нужна была религия чистоты, религия образования, религия, которая учит традиции, учит обращаться друг с другом более терпимо и толерантно. Вот этой религией как раз и был ислам.

Продолжение следует...

Автор: Islam Today

Социальные комментарии Cackle