Кашмирская долина: "Убежище Святых"
Кашмирская долина известна своими снежными пиками, яблоневыми садами, широкими зелеными лугами, волшебными озерами, тканью, носящей название этой области. Однако есть еще одна примечательная особенность этой долины почти не известная путешественникам, посещающим ее, но, хорошо знакомая местным жителям, которые называют ее «Пир Ваир» - то есть «Убежище Святых». Так они обозначают многочисленные мавзолеи великих суфиев, которыми прославилась в свое время Юго-Восточная Азия.
Среди них гробница Хазрата Саида Шариф-уд-Дина Абдуррахмана, которого еще прозвали «повелителем соловьев». Она расположена в центре административной столицы Кашмира –городе Сринагар. По преданию он приехал сюда из Туркестана и поселился около 1324 года.
То же предание рассказывает, что Абдуррахман был настолько погружен в тихий зикр, и не беспокоил окружающих, что на его голову без всякой опаски садились соловьи.
Кашмир посетили многие знаменитые суфийские шейхи. Одним из них был Хазрат Мир Али Хамадани, распространявший здесь ислам и учение о тарикате. Историки сообщают, что Шах-и-Хамдан (так еще называют суфийского мастера из Хамадана) посещал Кашмир три раза в промежутке между 1373-1384 годами. В ходе этих визитов его сопровождали около 700 учеников.
Рассказывают, что во время одного из этих визитов его посетила группа искусных скульпторов, которые после принятия ислама отказались изготавливать изображения людей и попросили его посоветовать им другую работу. Хамадани научил их украшать резьбой по камню интерьеры мечетей и вырезать украшения на минбарах.
Кашмиром управляли индуисты, буддисты, Моголы, афганские эмиры и другие правители. Они оставили после себя различные памятники. Кроме этого есть несколько мечетей, воздвигнутых в честь великих суфийских учителей, которые физически никогда не посещали Кашмир. Мечеть, построенная в честь Абдулкадира Джилани, местные жители называют ее «Гус-и-Азам». Она расположена около Сринагара в местечке Каньяр.
Что удивительно, эту мечеть посещают и местные индуисты, среди которых она пользуется большим уважением.
Еще одной достопримечательностью Кашмира является гробница Макдума Шейха Хамзы, уроженца Кашмира, жившего в конце 15 века. Выдающийся богослов и суфийский мастер много сделал для распространения исламских знаний в регионе. Он проповедовал в Сриганаре и его окрестностях. Являясь наследственным землевладельцем, он пожертвовал обширные участки своих владений на общественные нужды.
Гробница расположена на холме Кох-и-Маран у крепости, построенной могольским Падишахом Акбаром в центре Сринагара.
В Дарге (суфийской обители) Хазратбал в Сринагаре находится дорогая каждому верующему реликвия – волос Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует!).
Когда в сентябре 1963 года эта реликвия была украдена из дарги, десятки тысяч кашмирцев вышли на акцию протеста, которые не прекращались в течение месяца, пока она не была найдена и водворена на свое место.
Мавзолеи других суфийских шейхов расположены в городах Новшехра, Кваджа Базар и Хавал.
В центре района Будгам находится мавзолей Хазрата Нуруддина.
Среди мусульман Кашмира очень много приверженцев суфизма. Критики этого духовного феномена из числа мусульман называют посещение подобных мавзолеев «неисламским» и обвиняют тех, кто приходит туда в поклонении могилам.
В ответ суфии говорят, что посетители мавзолеев не поклоняются могилам, а лишь получают баракат и нур от Аллаха, так как суфийские шейхи, похороненные там были великими духовными наставниками и Божественный свет продолжает пребывать с ними.
В связи с распространением проваххабитских взглядов среди верующих суфийские учителя вынуждены отвечать на многочисленные нападки и обвинения, указывая, что мавзолеи – это места упокоения великих духовных учителей и богословов, а также исторические памятники и их надо всемерно оберегать. Они призывают не проявлять поспешности в этом вопросе.
Суфийские традиции все еще крепки среди населения Кашмира, несмотря на попытки тем или иным путем искоренить их. Многие кашмирцы считают, что мусульманину необходим религиозный и духовный наставник (муршид). Каждый год в Кашмире проводят мавлид и церемонии зикра, на которые собирается множество людей.
Несмотря на продолжающийся экспорт ваххабистской идеологии Кашмирская долина остается «При Ваир» (прибежищем Святых) и важным местом в духовной истории всего региона.
Она является священной и для приверженцев индуизма и буддизма. Здесь были созданы великие тексты индуизма Сайва и Вайшнава, а также буддйские духовные сочинения. Ислам также оказал большое духовное влияние на этот регион с начала 10 века.
Обычай посещать святыни и мавзолеи все еще живет в Юго-Восточной Азии.
Ильдар Мухамеджанов