Каллиграфия в Исламе
Давайте вернемся в то время, когда мы учились в школе, и должны были постоянно, строчка за строчкой, переписывать слова и буквы для того, чтобы их усовершенствовать. Не все из нас обладали талантом художественного или хотя бы аккуратного слитного или раздельного написания букв. Искусство красивого, плавного каллиграфического письма является украшением Корана, священной книги мусульман. Islam-Today.ru продолжает публиковать эксклюзивный перевод материалов из книги "1001 изобретение или вклад мусульман в современную цивилизацию".
Существует огромное количество видов декоративного письма: например, египетские иероглифы, китайская и японская письменность, но арабская вязь развивалась независимо от них. Её применение началось в 7 веке до появления ислама, но мусульмане значительно развили её. Они использовали каллиграфию в искусстве, иногда сочетая с геометрическими и природными узорами, а также почитали её как форму богослужения, поскольку Коран обещает божественное благословение тем, кто читает его и может воспроизводить письменно. Искусство каллиграфии, символизируемое пером, считалось божественным искусством.
Читай Во имя Бога твоего, кто сотворил - Кто создал человека из сгустка. Читай! Господь твой самый щедрый – Он – Тот, кто (человеку дал) перо И научил письму, А также обучил тому, что он не знал. Коран (96:105): первый стих Корана, явленный пророку Мухаммаду (Милость ему и благославение) |
Наряду с сильным стремлением к созданию художественного письма популярность каллиграфии была также связана ещё с одним фактором – мистической силой для защиты от зла, которой наделялись слова, имена и предложения.
Язык арабской вязи принадлежит к древним семитским языкам и имеет несколько видов, наиболее известные из которых - куфическая и насх.
Происхождение куфического письма связано с одноимённым городом Куфа, где переписчики использовали его для воспроизведения Корана в Куфийской школе письма. Её буквы угловаты.
Рукописный шрифт насх старше, чем куфический, но напоминает современные буквы арабской вязи: он слитный, курсивный, округлый и имеет несколько стилей. В 10 веке известный каллиграф Абу-Али ибн Мукла разработал систематическую классификацию рукописных шрифтов согласно геометрическому принципу, установив единицу измерения для букв и создав баланс среди них. Он насчитал шесть курсивных шрифтов, которые стали известны как аль-аклам аль-ситта. Шрифт насх стал более популярным по сравнению с куфическим, и был разработан дальше Османами.
Важное значение придавалось тому, на чём предстояло писать: до появления бумаги основными материалами для Корана, манускриптов и писем были пергамент и папирус. Пергамент был прочным и блестящим, но писать можно было только на одной стороне. Папирус был ломким, и написанное на нём невозможно было стереть, поэтому особенно пригодным он был для государственного делопроизводства. Но и пергамент, и папирус стоили дорого, поэтому одновременно с началом производства бумаги в 8 веке, начался расцвет искусства письма.
Бумагу легко было резать, придавать ей форму и склеивать. Она впитывала краску лучше, чем пергамент или папирус. До 11 века иногда использовали папирус, а Коран продолжали долгое время переписывать на пергаменте. Но в большинстве случаев бумага стала новым носителем книг, писем, официальной и личной корреспонденции, и именно на бумаге фиксировалась информация практически обо всех изобретениях и изменениях в арабском рукописном шрифте.
Кроме бумаги для письма использовался практически любой предмет, на который можно было нанести рукописный шрифт или каллиграфическую надпись: мрамор, кирпич, стекло, ткань, керамика, дерево, метал, драгоценные и полудрагоценные камни.
Европа познакомилась с арабской вязью благодаря торговле и обмену подарками между европейскими и мусульманскими королевскими дворами. Сначала европейцы имитировали арабскую вязь без понимания смысла написанного. Куфические надписи из мечети Ибн Тулун, построенной в Каире в 879 году н.э., начали воспроизводиться в образцах готического стиля Франции, а затем всей Европы. К примеру, такие произведения, как резные деревянные двери в исполнении мастера «Гана Фредуса» в часовне кафедрального собора Ля Пью (Франция), а также другая резная дверь в церкви Лавут Шияк, которая находится рядом с Ля Пью также были созданы под влиянием оформления мечети Ибн Тулун. Предполагается, что амальфийские купцы из Италии, посещавшие Каир благодаря особым отношениям с династией Фатимидов, содействовали распространению данного стиля оформления в Европе.
«Красивый почерк усиливает ясность правды». Четвёртый халиф Али |
Профессор Томас Арнольд в своей книге «Наследие ислама» упоминает крест 9 века, найденный в Ирландии, с куфической надписью «Басмаллах» (би-исм Аллах), которая переводится как «Во имя Бога». В других формах искусства куфические надписи добавлялись для придания стилизованности. Каллиграфия привлекала внимание людей: художник эпохи Возрождения Джентиле да Фабриано использовал арабскую вязь для украшения тесьмы одежды людей со своей картины «Поклонение волхвов».
До появления современных ручек в качестве инструментов письма использовался калам, то есть тростниковое перо. Наиболее популярные перья для каллиграфии производились на побережье Аравийского залива и представляли собой ценные продаваемые товары.
Выдающийся публицист, приближенный и друг египетского султана (953 год н.э.) Аль-Муизза, написал труд «Книга зрителей и согласия». Его звали Кади абу Ханифа аль-Нуман ибн Мухаммад, и он пересказывал то, как султан Аль-Муизз отдавал поручение для создания авторучки: «Мы хотим создать перо для письма, чьи чернила будут находиться внутри: любой сможет заполнить её чернилами и писать. Это перо можно будет положить в рукав или другое место, при этом оно не будет пачкать, а чернила не будут протекать. Чернила будут течь лишь тогда, когда человек намерен что-нибудь написать. Нам неизвестно ни о ком, кто когда-либо создавал такое перо или нечто подобное, а также неизвестно проявление «глубокой мудрости» человека, который когда-либо размышлял о его создании и понимал его значимость и предназначение». Я воскликнул: «Возможно ли это?» Он ответил: «Да, если на то есть воля Бога». Через несколько дней мастер принёс перо, которое писало, когда заполнялось чернилами. Перо можно было перевернуть или наклонить в сторону, не пролив ни капли чернил. Чернила проступали только во время письма и не пачкали руки и одежду. И наконец, не нужна была чернильница, поскольку она была установлена внутри самого пера. |
Длина пера менялась от двадцати четырёх до тридцати сантиметров, а диаметр был обычно равен одному сантиметру. Каждый вид письма исполнялся различными перьями, отрезанными под определённым углом.
Чернила были разного цвета и типа: чаще всего использовались чёрные и коричневые чернила разной интенсивности и состава. Каллиграфы часто готовили свои собственные чернила, рецепты которых хранились под строжайшим секретом. Серебряные и золотые чернила использовались на голубой веленевой бумаге, для оформления обложек, создания иллюстраций и заглавных страниц. Разноцветные чернила красного, белого и синего цветов иногда использовались для цветных заглавий. Чернильницы, полировочные камни и песок для просушки чернил были дополнительными аксессуарами, которые использовались каллиграфами и писчими в работе.
Даже после изобретения компьютеров искусство письма не погибло: ничто не способно заменить работу умелого мастера, точёного пера и чернил. Сегодня каллиграфические надписи можно встретить при оформлении свадебных приглашений, музыкальных альбомов, открыток и знаков. Этот вид искусства до сих пор используется в Коране, применяется для иллюстрации книг по различным темам: искусству, архитектуре, поэзии, технологии.