• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Какие соблазны приходилось преодолевать шакирдам в старину?

Время чтения: 5 мин
3761

Текущий год проходит под знаком выдающегося религиозного и общественного деятеля, ученого и философа, историка и этнографа Шигабутдина Марджани (1818-1889).

В 1915 году во время подготовки к 100-летию мыслителя в Казани была издана книга, посвященная великому ученому. В нее вошли сочинения Ш.Марджани, воспоминания о нем. Среди авторов этого фундаментального труда был Шагар Шараф – крупный ученый и журналист. Именно ему выпала честь написать наиболее полную и достоверную биографию  богослова. Islam-today продолжает публикацию глав из этого очерка.

  В последние годы пребывания Марджани в Бухаре он вел активную преподавательскую деятельность. Его шакирдами были десятки молодых людей и среди них большую часть составляли его земляки – татары.  И здесь мы отметим тех, кто был удостоен его особой похвалы за успехи в учебе. Вот некоторые из них: мелла Габдулхабир аль-Муслими аль-Кызылджари, Ахматлатиф хазрат из села Тумутук, имам из Казани Мухаммади ибн Салих, родной брат Марджани Садретдин, Хафизутдин ибн Насретдин аль-Курсави аль-Барангави. Со слов Хабибенназар хазрата, мелла из Эстерли Харрас ибн мелла Нигматулла хазрат тоже был шакирдом Марджани.

О том, в какой мере было стремление Марджани получать знания, а также о том, какие книги он читал, какие шаги он предпринимал, чтобы хоть как-то обеспечить свое материальное положение, какие отношения с товарищами складывались у него, обо всем этом мы попытаемся рассказать подробнее.

Во время учебы в Бухаре он настолько дорожил своим временем и всячески стремился каждую минуту потратить на получение удовольствия и наслаждения от знаний и чтения книг, что даже чурался своих товарищей, он избегал общения и вел уединенный образ жизни. Ему претило посещать жилье своих друзей и убивать время за пустыми разговорами. Он даже избегал встреч со знакомыми на улице, так как считал это бесполезной тратой времени. Когда же ему было необходимо выйти на улицу или сделать покупки он до такой степени закутывался в  чапан, что его трудно было узнать. А его взгляд был направлен вниз на дорогу. Однажды один из  товарищей спросил его пояснить, почему он так ведет себя, Марджани сказал: «Я опасаюсь повстречаться в пути с кем-нибудь из знакомых и увлечься пустыми разговорами. Тем самым и у меня и у моего собеседника будет большая потеря драгоценного времени».

Ахун из города Троицка Ахмад Хаджи хазрат поведал о том, как имам медресе «Мир Араб» вспоминал о шакирде-татарине по имени Шигабутдин, который отличался своим прилежанием в учебе и все свое  свободное время проводил за чтением книг.  Даже в свое свободное время, когда шакирды Бухары в промежутке между намазами аср и магриб отвлекались от учебы и имели обычай отдыхать, Марджани не уклонялся от чтения книг. Ахмад Хаджи навестил его однажды, и в его руках была книга «Сахихе Бухари».

Подобно тому, как бережливые люди трясутся над каждой копейкой и не тратят ее попусту, так и он, зная цену постижения наук, наслаждения от учебы придавал им весьма большое значение и всячески стремился сохранить в своей памяти крупицы знаний.

Марджани будучи человеком, который бесконечно дорожил знаниями, и стремился сохранить все, что пришло ему на память или все то, что он услышал и увидел, и для этого, укладываясь спать, он рядом со своей лежанкой непременно ставил чернильницу, ручку и бумагу.

Его близкие рассказывают, что эту привычку он сохранял до конца дней и всегда ложась спать, Марджани приберегал свечу, спички, так как имел обычай, среди ночи, вспомнив какую-нибудь мысль, запечатлеть ее на бумаге. Обследуя библиотеку ученого, мы обратили внимание на множество записок, которые были начертаны его рукой именно в подобных обстоятельствах и это не было для нас большой загадкой.

Мухиссина хазрат из деревни Сабачай слышал от своего отца меллы Хабибуллы, обучавшегося в Бухаре историю о том, как Марджани будучи шакирдом в Бухаре  и стремясь обладать большими знаниями и быть похожим на выдающихся ученых и испытывая уважение к ним предпринимал разные попытки и пускался на уловки. Например, как-то раз  после одного из собраний улемов он собрал остатки чая из их чашек в свою и выпил, приговаривая: «Я надеюсь, что мне выпадет благодать Всевышнего и я стану ученым…»

Марджани в следствие своей любви и тяге к наукам не чурался прислушиваться к тем поверьям, которые бытовали в народной среде. Он вспоминал как однажды в Бухаре над его головой кружил удод и человек, который стоял рядом пророчески произнес: «Тот, на кого падет тень пролетающего удода, станет великим правителем, кем суждено стать вам…» В тот миг я порадовался в душе и в мечтах представил себя ученым. Об этом поведал нам мела Сибгатулла ибн Фазил.

В период обучения в Бухаре Марджани не поддается никаким соблазнам и дурным привычкам, бытовавшим в то время. Здесь имеются в виду такие напасти как потребление опиума, кукнара и нюхательного табака. Он сохранил себя, свой организм в чистоте и свежести и строго держался избранному пути и направлению в вере. Вспоминая об этих сторонах обучения в Бухаре, Марджани говорил: «Многие наши однокашники приехав в Бухару, переняли дурные привычки, которые были свойственны местным сартам (узбекам) и быстро приноровились потреблять опиум, кукнар, опьяненные этими вещами, они углублялись в мир призрачных иллюзий, забывали о прелестях учебы и постижения наук, Альхамдулиллях, мне и моему брату Садретдину, к счастью, удалось избежать этих  вещей.

  Известно, что некоторые люди в юности, следуя за своими товарищами и друзьями, привыкают  недозволенному и отвратительному. Именно друзья, а не враги приучают большей частью к злу. Потому самые вредные и весьма опасные люди это те друзья, которые ущербны нравственно и не опасаются гнусных деяний. С юных лет необходимо остерегаться скверных поступков, а для этого надо быть таким же светлым и чистым по своей натуре, стремящимся к знаниям и совершенству, целеустремленным и твердым  подобно Марджани.

Он в следствии своей любви к наукам, чтению и усердию в образовании освоил очень много знаний во время обучения в Бухаре. По причине того, что его не часто можно было видеть среди товарищей и он не отвлекался на посторонние вещи и мелькал перед своими преподавателями, некоторые его недоброжелатели порой всуе осмеливались заявлять, что, мол, Марджани в Бухаре не слишком утруждал себя учебой, якобы он запирался у себя в коморке и был увлечен совершенно посторонними предметами, на имеющими отношения к учебе. Однако, несмотря на эти слова, Марджани привлек внимание своих учителей своим прилежанием, независимостью суждений и взглядов. Не случайно, некоторые из его наставников, преклоняясь перед его образованностью, предлагали ему после учебы остаться в Бухаре и заняться преподавательской деятельностью. И его шакирды боготворили Марджани, они признавали совершенство методики преподавания  своего учителя, и которая в корне отличалась от методики многих мугаллимов Бухары и чрезвычайно уважали своего учителя.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle