Как делают бумагу мусульмане?
НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО БУМАГА СЕГОДНЯ КАЖЕТСЯ ОЧЕНЬ ПРОСТЫМ ИЗДЕЛИЕМ, она является фундаментальным изобретением для современной цивилизации. Подумайте обо всей той бумаге, которую вы используете ежедневно: от журналов, телевизионной программы и газет до кухонных полотенец и поздравительных открыток. Islam-Today.ru продолжает публиковать эксклюзивный перевод материалов из книги "1001 изобретение или вклад мусульман в современную цивилизацию".
Одиннадцать столетий назад мусульмане начали изготавливать свою собственную бумагу в Багдаде после пленения китайцев в битве при Таласе в 751 году н.э. Секреты производства были переданы победителям, и бумажные фабрики Багдада принялись за работу. Постепенно производство распространилось западнее к Дамаску, Tверии и Сирийскому Триполи. С ростом производства бумага становилась дешевле и качественнее. Необходимо упомянуть, что именно фабрики Дамаска снабжали Европу бумагой.
Сирийские заводы были в большом выигрыше от возможности выращивать пеньку, первичный материал длина и сила волокна которого обеспечивали высокое качество бумаги. Сегодня, бумага из пеньки считается наиболее экологичной и подходящей для переработки вместе с тем, что изготовление бумаги из неё стоит вполовину дешевле, чем из дерева.
Мусульманские специалисты наряду с пенькой впервые начали использовать лён в качестве заменителя тутовой ягоды, которую китайцы применяли как первичный материал для изготовления бумаги. Они разрушали структуру обрезков льна, смачивали их водой и затем ферментировали. После этого их кипятили, очищая от алкалиновых остатков и грязи. Очищенные обрезки размалывались с помощью падающего молота (метод, разработанный мусульманами).
Мастера также экспериментировали с первичными материалами, создавая бумагу из хлопка. В библиотеке Эскориал в Мадриде был обнаружен мусульманский манускрипт (датирован 11 веком) с описанием этого их опыта.
К 800 году производство бумаги достигло Египта, и скорее всего, самая ранняя копия Корана на бумаге была произведена в 10 веке именно там. Из Египта данное ремесло переправилось далее в Северную Африку и Марокко, откуда, как и многие другие искусства, оно примерно в 950 году попало в мусульманскую часть Испании. Жители Андалусии постепенно превратились в мастеров, и город Шатива рядом с Валенсией стал известен производством толстой глянцевой бумаги под названием шатиби. Бумага распространилась по всему исламскому миру в течение двухсот лет с начала её производства.
Это означало более лёгкое производство книг и замену дорогих и редких материалов, как папирус и пергамент, на более дешёвую бумагу, что в свою очередь способствовало развитию книгоиздания. Прежде данное ремесло было сложным, поскольку выполнялось общим трудом копировщиков, и требовало изысканного профессионализма и тонкого мастерства. Производство стало менее трудоёмким, но не потеряло требований к изысканности мастерства. Таким образом, сотни, тысячи наглядных пособий стали доступными для людей в мусульманском мире, стимулируя развитие как книжной торговли, так и образования.
Экспансия бумажной мануфактуры стала причиной появления новых профессий: красильщики, производители чернил, мастера по изготовлению рукописей, каллиграфы, - в несомненном выигрыше оказались и науки. Ибн Бадис (Тунис, 11 век), писатель-новатор, рассказал о новшествах в своей книге «Основа работы книжника»: там описаны совершенство ручки, изготовление различных видов цветных чернил, окрашивание красок и смесей, письмо невидимыми чернилами и производство бумаги.
Первая фабрика по производству бумаги была создана в Болонье в 1253 году н.э., а в 1309 году, согласно записям, бумага впервые началась использоваться в Англии. Распространение знаний в Европе ускорилось с появлением бумаги и дешёвого способа изготовления книг. Датский историк Иоганнес Педерсен говорил, что широкомасштабным производством бумаги мусульмане «совершили подвиг, значимый не только для истории исламской книги, но и для всего мира книг».
Мусульмане изобрели различные техники декора бумаги, которые используются и сегодня для украшения качественной писчей бумаги и книг. Одной из них является мраморная фактура, использовавшаяся для оформления важных рукописей.
В переводе на турецкий мраморная фактура обозначается как «эбру» (тур. ebru), что означает облако или облачный, или как «абру» (тур. abru), что означает поверхность воды. Слово «эбре» (тюр. ebre) пришло из древних языков Средней Азии и переводится как «бумага с мраморным узором». Происхождение мраморного украшения бумаги, безусловно, может иметь корни в Китае, откуда по шёлковому пути эта технология попала в Иран и затем в Анатолию, где превратилась в технику эбру (тур. ebru).
В конце 16 века торговцы, дипломаты и путешественники из Анатолии привезли искусство изготовления мраморной бумаги в Европу, и после 1550-х годов оно было оценено книголюбами и стало известным как «турецкая бумага» или «турецкое производство мраморной бумаги». Позже эта техника получила широкое распространение в Италии, Германии, Франции и Англии.
Знание об этом искусстве так же распространяли рукописи об «эбру» (тур. ebru): например, «Дискурс о декорировании бумаги на турецкий манер», опубликованный в 1664 году Атанасиусом Кирхером, немецким учёным 17 века, жившим в Риме.
Специально для Islam-Today.ru