• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как жилось в Золотой Орде немусульманам?

Время чтения: 3 мин
1434

Недостаточно разработанным остается вопрос о характере религиозности населения Улуса Джучи, внутренней организации жизни мусульманской общины.

Некоторые данные по этому вопросу можно почерпнуть при изучении надгробных памятников с лапидарными надписями с мусульманскими эпитафиями с территории Болгарского улуса 1. Но и они не дают исчерпывающих данных о жизни уммы – гораздо меньше, чем о представлениях о смерти и официальной религиозной традиции.

Больше известно о ритуальной погребальной практике на основе археологических материалов. Хорошо изучены и опубликованы материалы из Булгарии, в меньшей степени – из Нижнего Поволжья и Крыма.

В целом, несмотря на явное преобладание ислама, в Улусе Джучи в первой половине XIV в. сохранялась веротерпимость. Немусульмане (в первую очередь христиане и иудеи, поскольку язычники не считались придерживающимися какой-либо религии), очевидно, рассматривались как зиммии, т. е. находящиеся под покровительством мусульман, и сохраняли свое самоуправление 2.

В городах Поволжья, наряду с мечетями, возводились и функционировали храмы (церкви всех христианских вероисповеданий и синагоги), а у каждой конфессиональной группы населения были свои кладбища.

В Сарае проживали многие народы: монголы, асы (аланы), кыпчаки, черкесы, русские, византийцы. «Каждый народ живет на своем участке отдельно», – пишет арабский путешественник Ибн Баттута, добавляя, что там же, в их кварталах, располагаются их церкви 3. И это не случайно.

Создав великую империю, ханы Улуса Джучи стремились соединить всех своих подданных, какой бы веры они ни придерживались, в единую общность. Отсюда их стремление поставить все духовенство себе на службу, так как именно от их политики будет исходить могущество трона Золотой Орды и лояльность подданных.

Суфийские ханака – центры распространения ислама в Золотой Орде

Весьма широкие права были предоставлены в Сарае христианам. Уже в 1261 г. при Бату-хане в Сарай была перенесена епископская кафедра из Переяславля Южного, образована православная Сарайская епархия, назначен первый епископ Митрофан. Эта епархия находилась в Сарае вплоть до 1460 г., после чего была переведена в Москву, на Крутицы, где продолжала существовать до 1764 г., когда была разделена между соседними епархиями 4

Наличие различных конфессий и религиозных общин в городах Улуса Джучи способствовало раннему проявлению самоидентификации как знати, так и основного населения страны. Раздел в самоопределении людей пролегал по религиозной принадлежности. Поскольку в период Средневековья сложно было четко разделить собственно этнические и этноконфессиональные аспекты самосознания, мусульманская общность служила становым хребтом этносоциальной общности, которую можно определить как татарскую.

______________________

1. Юсупов Г. В. Введение в булгаро-татарскую эпиграфику. М.–Л., 1960. 165 с.; Хакимзянов Ф. С. Язык эпитафий волжских булгар. М., 1978. 206 с.; Хакимзянов Ф. С. Эпиграфические памятники Волжской Булгарии и их язык. М., 1987. 191 с.; Мухаметшин Д. Г., Хакимзянов Ф. С. Эпиграфические памятники города Булгара. Казань, 1987. 125 с.

2. Золотоордынская политика в отношении различных немусульманских конфессий достаточно подробно освещена в других работах, что позволяет не останавливаться на этом вопросе специально. См.: Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение… С. 282; Полубояринова М. Д. Русские люди в Золотой Орде. М., 1978. 133 с.; Сочнев Ю. В. Христианство в Золотой Орде в XIII в. // Из истории Золотой Орды. Казань, 1993. С. 107–118; Малов Н. М., Малышев А. Б., Ракушин А. И. Религии в Золотой Орде... С. 57–93.

3. Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. I… С. 306.

4. Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение... С. 282; Сочнев Ю. В. Христианство в Золотой Орде в XIII в… С. 107–118; Малов Н. М., Малышев А. Б., Ракушин А. И. Религии в Золотой Орде... С. 87–90.

"История ислама в России" под общей редакцией Р.М. Мухаметшина

Социальные комментарии Cackle