Реклама
  • Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Как в 19 веке российские мусульмане совершали хадж?

1837

История хаджа: «Путеводитель для хаджиев или рассказ о том, как их обманывают»

История хаджа: «Путеводитель для хаджиев или рассказ о том, как их обманывают»

«Тому, кто пешком совершит хадж в Мекку, до возвращения из Мекки запишут за каждый шаг по семьсот воздаяний, каждый из которых равен добру, сделанному на земле Харама. А каждое добро Харама равно ста тысячам обычных добрых дел» (имамы Ибн Хузаймат и Хаким).

А мы продолжаем рассказывать вам о том, какие изменения претерпевал хадж с развитием Российского государства.

Начало - История хаджа: когда российские мусульмане впервые получили возможность совершать хадж?

К концу XIX века у российской имперской власти складывается определённый политический интерес к сфере совершения хаджа, предпринимается ряд действий по его упорядочению. Одной из причин этого, по словам поручика В. И. Ярового-Равского, является то, что «возвращающиеся обыкновенно из хаджа, как это повсюду наблюдается, заметно переродившимися в духе и настроении, далеко не соответствующим целям русского правительства».

Отрицательному отношению к хаджу российских властей способствовало в том числе и наличие политической подоплеки в нахождении Хиджаза в составе Османской империи. Так, в преддверии русско-турецкой войны в 1877-78 годов шериф Мекки издавал специальную фетву, требовавшую от султана объявления войны России.

Как в 19 веке российские мусульмане совершали хадж?

Возвращающиеся из хаджа обретали звание хаджиев. Они получали большой авторитет среди своих соплеменников, поскольку сами проходили процесс духовного обновления, а их непосредственное пребывание у мусульманских святынь вызывало среди народа чувство особого к ним почтения.

Что касается количества паломников из числа российских мусульман, то, по данным Роберта Ланды, «ежегодно 9-10 тыс. российских мусульманских подданных совершали хадж (паломничество) в Мекку и Медину. Не менее трети их были паломники из Ферганской долины».

В 1894 году консульство в Джидде провело опрос среди российских паломников. В опросе участвовало 1795 человек. Оказалось, что 75% из них — выходцы из Средней Азии, татар среди опрошенных было 46 человек. Всего паломников в тот год из России по данным консульства было 3349 человек.

Видимо, близко к истине утверждение Абдульазиза Давлетшина, который по результатам своей командировки в хадж 1898 года писал, что число собственно русско-подданных хаджиев никогда не превышает 4 тысячи человек. Эта цифра и должна быть ориентиром по количеству паломников из России в XIX веке.

По данным российского консульства в Джидде число паломников в 1901 г. составило 6 тысяч, в 1902 — 16 тысяч, в 1903 году — около 5 тысяч человек.

По результатам донесений того же Давлетшина, к которым благосклонно отнёсся император, российские власти постепенно смягчают своё отношение к хаджу, снижается и пошлина на получение заграничного паспорта.

В 1903 году в Устав о паспортах включаются временные правила для паломников мусульман, где указывается, что мусульманам выдаются паспорта особого образца, устанавливаются требования прохождения врачебно-санитарной очистки, за которые отвечают карантинные и врачебно-наблюдательные учреждения.

Таким образом, в начале XX века российские власти уже начинают способствовать совершению хаджа. Об этом, в частности, пишет русский посол в Стамбуле Николай Чарыков в 1911 году:

«Наше правительство, как известно, относится далеко небезучастно к совершению хаджа не только нашими подданными, но и мусульманами прилегающих к России среднеазиатских государств, пользующихся русскими железными дорогами и пароходами для отправления в Мекку. Наше правительство заботится о безопасности, удобстве, дешевизне и санитарном обеспечении хаджа и с этой целью между прочим, организовало и допустило целую систему льготных пароходных сообщений через Константинополь при деятельном участии русских консульских учреждений».

До революции священные места Ислама входили в состав Османской империи, а собственно Меккой управляли шарифы. Конкретно организацией хаджа ведали так называемые «далили», которые специализировались по мусульманским народам. Далили утверждались письменным фирманом шерифа Мекки.

Как в 19 веке российские мусульмане совершали хадж?

Например, по отчету российского генерального консула в Джидде Левицкого за 1893 год приводится список далилей отдельно для андижанцев, ошцев, хивинцев, черкесов, крымских татар, дагестанцев, кокандцев, казахов и казанских татар, бухарцев и т.д.

Так, далилем казанских татар были потомки меккинца Али-Суруджа, его вакилем в Джидде был йеменец Абдуррасуль. В Медине же далилем для казанских татар в том же году трудился Саид-Шафи. Эти далили ежегодно сами выезжали в Россию для собирания хаджиев, либо присылали своих 2-3 представителей, которые попутно продавали воду источника зам-зам, чётки, финики и т.д., но самое главное – приглашали людей в паломничество.

Таким образом, в XIX веке хадж-миссии были наоборот: для каждой национальности были ответственные, т.е. далили, которые были заинтересованы в большем притоке хаджиев из курируемых ими областей. Они же на месте их встречали и занимались обустройством и технологией организации хаджа, делали эту работу они, конечно, небескорыстно.

В этой связи нельзя не обратить внимание на выход в свет в Казани в 1909 году книги Гали Ризы под названием «Путеводитель для хаджиев или рассказ о том, как их обманывают» (Хаҗиларга рафик яхуд хаҗиларның алданлыкларыны бәян вә алданмаенча йөрергә тугры тарик). В книге приводятся все расценки, указываются надёжные гостиницы и раскрываются методы обмана хаджиев далилями.

Продолжение следует…

Ильмира Гафиятуллина

Комментарии для сайта Cackle
Яндекс.Метрика