Как могилы тюрков-кипчаков оказались в секторе Газа?
Фото: Mahmut Koyas / Shutterstock.com.
Мамлюки в свое время основали достаточно мощное тюркское государство, которое боролось против крестоносцев в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Это государство просуществовало с 1250 по 1517 год.
Османские летописцы в основном намеренно избегали тему мамлюков. Однако нужно помнить, что во время правления турецкого султана Фатиха Завоевателя «правителями Мекки и Иерусалима были мамлюки».
Действительно, мамлюки, посеявшие семена тюрко-исламской культуры в Африке и на Ближнем Востоке, были величайшей силой, способной противостоять угрозе европейцев на Востоке и в Африке.
Мамлюки, называвшие в официальной переписке свое государство «Мемалик-и Девлет аль-Тюркийа», подчеркивали свою «тюркскость». Ведь основу первых мамлюков составляли юноши-рабы тюркского происхождения – в основном это были кипчаки из степей Поволжья и Северного Причерноморья.
В последующем возник мамлюкско-кипчакский язык, который использовался в Египте, Сирии и даже Индии в XIII–XV веках среди мамлюков, арабских чиновников, купцов и в качестве литературного языка. Этот язык был схож с языком, на котором говорили в Золотой Орде, ведь первые мамлюки были родом из этих земель. Это также отразилось на тесных контактах и дружбе между правителями государства Мамлюков и Золотой Орды.
Откуда появилось мнение, что Наполеон принял ислам?
Именно благодаря мамлюкам в Каире с персидского на кипчакский язык были переведены «Гулистан» Саади (это сделал перебравшийся в Каир золотоордынский поэт Саиф Сараи, а само произведение получило название «Гулистан бит-тюрки»), а в последующем «Шахнаме» Фирдоуси. Благодаря мамлюкам в Северной Африке стали популярны тюркский барабан, культура питания, ткачество и искусство изготовления саблей.
Когда знаменитый тунисский ученый Ибн Хальдун сказал: «Тюрки построили медресе и караван-сараи в Северной Африке, величайшая военная сила региона – это тюрки», он имел в виду мамлюков.
Они приобрели большой авторитет в исламском мире, когда победили монголов в битве при Айн-Джалуте.
Как уже было сказано ранее первые мамлюки были в основном тюрками, хотя позже к ним присоединились выходцы из Кавказа, в основном черкесы и другие этнические группы. Несмотря на это мамлюкско-кипчакский язык продолжал быть придворным языком и языком общения между мамлюками.
Почему османские султаны хранили святые реликвии ислама в Стамбуле?
В период своего расцвета в состав государства Мамлюков входили территории Египта, Палестины, Сирии, большая часть Северной Африки, а также юго-восток Малой Азии.
Мамлюки использовались арабами для борьбы с крестоносцами, сельджуками и монголами. Вначале это была самовоспроизводящаяся каста солдат-рабов-немусульман, которых мусульманские государства использовали для борьбы друг против друга и против немусульман. Однако со временем они превратились в привилегированную группу, управлявшую государством и неразрывно связанную с исламскими ценностями.
Они правили Северной Африкой и Ближним Востоком более 250 лет, с 1250 по 1517 год, пока не были свергнуты османами. Основное вооружение мамлюков состояло из лука, стел и сабли. Их навыки верховой езды, стрельбы из лука и искусного владения саблей превратили их в самых грозных солдат мира, пока порох и пушки не сделали эти навыки устаревшими.
Турецкий исследователь Мехмет Тютюнджю приводит фотографию надмогильного камня из Газы, а точнее из лагеря беженцев «Дар аль-Балат», где находилось древнее кипчакское кладбище.
Надмогильный камень принадлежит мамлюкскому полководцу из кипчаков Шамсаддину Рус аль-Хэли, который скончался 9 июля 1291 года (10 число месяца Раджаб 690 года по хиджре). На камне указано, что он из кипчакского племени токсоба («токуз оба» – «девять племен»), а также на камне высечена тамга в виде щита.
Дамир Гайнутдинов