• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Из чего складывались боевой дух и воинские порядки в Золотой Орде?

Время чтения: 3 мин
4525

Известный политический и общественный деятель, публицист, историк, тюрколог, профессор Ахметзаки Валиди Тоган  (1890-1970) в свое время  исследовал происхождение древних тюрков по первоисточникам. Он обращается к трудам великого богослова и мыслителя Шигабутдина Марджани, выдающихся европейских ученых В.Радлова, В.Бартольда, Г.Говарта, Ч.Френа. В результате в 1911 году им была издана книга  «Кыскача төрек вә татар тарихы» («Краткая история тюрков и татар»), получившая  добрую оценку общественности и принесшая автору большую известность.

Islam-today предлагает вниманию читателей главы из указанной книги.

Войско, армия обозначалось словом «чирик» или «чиру». Военачальники могли принимать участие в государственных делах и наоборот, государственные деятели имели право участвовать в военном строительстве. Потому что эти два понятия были неотделимы друг от друга, так как само государственное устройство Золотой Орды представляло собой «военное образование». Класс «белой кости» обозначался также титулом «бек», а вот чиновники ниже по иерархии, под рукой которых находилось войско менее тысячи всадников, не могли быть «беками» или «биями» и не считались «белой костью». Чернь или «черная кость» была однородна и не имела каких-либо рангов, а подразделялась по названию своего ремесла – базарчи (торговец), юлаучи (путник), сабанчи (плугарь, земледелец), куперчи (строитель мостов), кимячи (лодочник) и т.д.

Названия в сословной иерархии в Чагадаевом улусе, во времена правления Тимура и его потомков претерпели незначительные изменения и оставались в своей сути в таком же порядке как это было в период правления самого Чингисхана и тимуридов.

В условиях тюрко-монгольского государства как таковой регулярной армии, в нынешнем ее понимании, не было. Все население, способное исполнять воинскую обязанность, считалось войском. Тюрки и монголы в силу своей воинственности не подразделялись на гражданское население и военных. С юных лет дети связывали свою жизнь с лошадью и седлом, а потому не было необходимости обучать верховой езде. Помимо этого народ поголовно занимался охотой, что, естественно, имело прямое отношение к военному делу. Охота также была обязательным занятием для привилегированных слоев общества. Хан Джучи будучи в Монголии считался предводителем всех своих подданных, занимающихся охотой. Кроме того весь быт и вся повседневная жизнь тюрков была неотрывна от воинской жизни и обязанностей. В системе расселения племен присутствовали элементы воинской тактики и стратегии.

Племена селились таким образом, что одни занимали правые позиции, иные находились на средних, а третьи на левых позициях. В свою очередь структурно эти же племена подразделялись на сотни, тысячи, тумены. Например, кочевые племена, в том числе нугаев (мангытов), обитавшие в западных областях Золотой Орды – в Придонье и находившиеся под властью хана Бирдебека, а после его смерти под началом хана Мамая составляли, так называемое «правое крыло», а племена под командованием хана Тинезбуга, кочевавшие в восточных землях, на территории, прилегающей к Сыр-Дарье, относились к «левому крылу». Население  и войска, пребывавшие в Сарае, приближенные к самому хану, считались «центральными» или «основными» силами армии правителя. Кстати, подобное подразделение имеет место до сего дня. Например, племена кара киргизов, как и в далекой старине, делятся на две большие части «правую» и «левую».

Таким образом, каждое племя в военных действиях с давних пор имело представление о своем месте в строю, а потому не было необходимости заниматься распределением их в боевых порядках. В свою очередь и более мелкие подразделения войска, вплоть до отдельных воинов, знали свое место в боевых порядках. Причем, следует отметить, что тюрки свято берегли эти порядки и во время пребывания в своих жилищах. В быту и даже во время праздничных торжеств. Они твердо знали, где и в каком месте должен отдыхать каждый член семьи внутри войлочной юрты, а также где будет его место во время торжественного меджлиса. Каждый знал наперед свое место во время шествия. Частично эти порядки сохранились и среди казахских племен и кочевых тюркских народов до нашего времени. Проще говоря, тюрки издревле по своей природе, жизненным условиям, традициям и обычаям, да и по своей культуре были чрезвычайно воинственным и организованным народом.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle