История хаджа: когда российские мусульмане впервые получили возможность совершать хадж?
«Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сказал: «Кто придет к этому дому [к Каабе для совершения паломничества] и не станет говорить непристойности (сквернословить) или аморально (невоспитанно) себя вести [то есть и речь его будет вежлива, и поступки, что крайне важно для верующего в любом месте и в любое время, но особенно во время совершения паломничества], тот вернется домой как новорожденный [все прежние грехи будут стерты из личного дела]». (хадис передал Муслим)
Сейчас в Саудовской Аравии завершаются обряды одного из столпов Ислама – хаджа. В праздник Курбан-байрам паломники возвращаются в долину Мина и идут бросать камни в Джамарат – большой столб, символизирующий шайтана. Этот обряд восходит к коранической истории о жертвоприношении Ибрагима (а.с.), которому Господь приказал принести в жертву любимого сына.
По пути к месту заклания Ибрагиму (а.с.) несколько раз встречался Иблис и пытался отговорить пророка от его намерения. Тот в ответ бросал в искусителя камни. В память об этой истории паломник должен трижды поднять камни и бросить их в специальные столбы, олицетворяющие шайтана. После этого от имени паломников проведут жертвоприношение, хаджии постригутся, выйдут из состояния ихрама и переоденутся в обыденную одежду.
Да, сейчас, чтобы совершить хадж, не нужно за полгода начинать свой пеший путь. Сейчас в Мекку и Медину летят комфортабельные самолёты, что значительно облегчает путь будущим хаджием. Но так было далеко не всегда.
В былые времена рядовому мусульманину требовалось всё его физическое и духовное здоровье, чтобы достичь священных городов Мекки и Медины. Но с каждым годом уровень жизни общества повышался, как повышалась и комфортабельность совершения хаджа. О том, какие изменения претерпевал хадж с развитием Российского государства, предлагаем вам ознакомиться в нашем материале.
Для начала стоит вспомнить, что народы, населяющие современную территорию Российской Федерации, познакомились с Исламом очень даже давно. К примеру, уже в 22 году по хиджре дагестанский Дербент становится частью халифата. И уже много лет спустя именно здесь возникнут крупнейшие и достигшие в своём развитии наивысшей точки такие государства, как Волжская Булгария, Золотая Орда, Казанское, Астраханское, Крымское, Сибирское ханства.
Не будем спорить, что в то время количество паломником было значительно ниже из-за географических, политических препятствий. Возможность совершить хадж была уделом отдельной группы – мусульманских учёных, купцов, политических деятелей. Именно хадж был тонкой ниточкой, связывающей мусульманскую общину России с мусульманскими странами. Так происходило не только знакомство с культурой иных народов, но и обмен идеями, перенимание достижений исламской цивилизации.
Раз уж мы заговорили о правящей элите, то нельзя не вспомнить несколько интересных фактов, имеющих место быть в истории Казанского ханства. К примеру, в 1494 году казанская царица Нурсултан совершает хадж по маршруту через Каир. В 1517 году она совершает хадж повторно.
В 1524 году хан Сахибгирей оставляет трон Казани на попечение племянника Сафагирея для совершения хаджа. Совершил хадж и Шигабутдин Марджани из Казани, шейх Кунта хаджи Кишиев, имам Шамиль из Чечни, шейх Зайнулла ишан Расулев из Башкирии и многие другие.
Что же касается российского законодательства, то первый юридический документ, в котором речь шла о хадже, появится лишь в 1803 году. Говориться в нём будет о разрешении выезжать в хадж оказавшимся в России бухарцам. Однако желание отправиться в хадж мусульманское население Российской империи проявило ещё раньше – речь идёт о крымских татарах, которые сохранили ряд привилегий, в том числе совершение паломничества к святым местам.
Только в 1855 году, 27 июля, российские поданные получили право иметь заграничные паспорта. По какому документу российский паломник до этого совершал хадж, достоверно неизвестно.
Немало было сделано для усложнения процедуры получения документа, разрешающего совершать хадж. К примру, в 1877 году в Казани выходит в печать книга Михаила Миропиева «Религиозное и политическое значение хаджа», где автор прямо отмечает: «Нужно заметить, что русское правительство время от времени объявляет запрещение на путешествие мухаммедан в Мекку. Такие запрещения следует считать вполне рациональными и потому мы своё исследование о хадже заключим пожеланием издания постоянного запрещения путешествия мухаммедан в Мекку. Подобное запрещение будет весьма полезно не только для мухаммедан, но и для исповедников других религий». Но, стоит подчеркнуть, пожелания миссионеров не возымели надлежащего эффекта и хадж не был запрещён.
В XIX веке паломничество российских мусульман совершалось, как правило, тремя общепринятымм маршрутами.
1. По Закавказью и северной части Персии через узловой пункт Кирманшах и пограничный с Турцией городу Ханекин, по направлению на Багдад — с посещением памятных для шиитов мест Казвина, Кербелы, Неджефа, а затем далее через пески Аравии — в Мекку и Медину.
2. Через Самарканд и Бухару в Афганистан через Мазари-Шариф, Кабул и Пешавар в Бомбей, а оттуда морем в Джидду или Ямбо, служащие гаванями для Мекки и Медины.
3. Из портов Черного моря через Стамбул и Суэц в Джидду или Ямбо, а оттуда в Мекку и Медину.
Число паломников, отправляющихся в хадж по первому пути, ежегодно составляло порядка 12-15 тысяч человек. Что касается направления через Бухару в Афганистан, то здесь количество будущих хаджиев было значительно меньше – 4-7 тысяч человек, в основном жители Средней Азии. А третьим путём, который был наиболее лёгким и коротким, из портов Чёрного моря на Стамбул и Суэц пользовались все российские татары, кавказские сунниты и близкие к внутренней России казахи. Этим маршрутом ездило около 2-3 тысяч паломников.
Продолжение следует…
Ильмира Гафиятуллина