Исламская медицина
Тысячу лет назад исламская медицина была доступной для всех, при этом методы лечения были достаточно продвинутыми. Больницы средневековых исламских стран были больницами в современном понимании этого слова. В них было самое лучшее медицинское знание, доступное всем, кто туда приходил. Можно сказать, что они были предшественниками современной государственной системы здравоохранения, поскольку правители соревновались друг с другом в способности строить более роскошные лечебницы. Islam-Today.ru продолжает публиковать эксклюзивный перевод материалов из книги "1001 изобретение или вклад мусульман в современную цивилизацию".
Некоторые больницы были большого размера, другие – окружены цветниками и фруктовыми садами, большинство же из них предлагало пациентам дополнительные услуги, например, лечение музыкой.
«Медицина – это наука, благодаря которой человек изучает состояния человеческого тела относительно того, что является здоровьем, а что болезнью, для того, чтобы сохранить хорошее здоровье, когда оно есть, и восстановить его при болезни». Ибн Сина из книги «Канон» 10 век |
Помещения лечебниц были специализированными, а медицинское оборудование - наиболее современным. Щипцы – один из многих инструментов, разработанных мусульманскими хирургами более тысячи лет назад, которые используются в современности. Авангардные методы лечения, как операции по удалению катаракты, регулярные прививки, накладывание внутренних швов, вправление костей, были частью стандартной практики, как и строгое медицинское образование в учебных больницах.
Развитие мусульманских больниц
ТЫСЯЧУ ЛЕТ НАЗАД ФУНКЦИЕЙ БОЛЬНИЦ было предоставление всех услуг от лечения до реабилитации, и организация различных служб - от отделения для душевнобольных до дома престарелых. Поскольку мусульмане были обязаны лечить всех больных, в них заботились и о бедных, и о богатых.
С самых ранних времён больницы строились на деньги благотворительных религиозных фондов, которые назывались вакф. Однако их содержание обеспечивалась также благодаря государственной казне. Частично из-за такого финансирования больницы превратились в крепость научной медицины и стали неотъемлемой частью городской жизни за менее чем два столетия.
Греки до мусульман тоже создавали храмы-больницы: лечение, однако, здесь строилось больше на ожидании чуда, нежели на научном анализе и практике. Византийское благотворительное учреждение ксенодохия (греч. xenodocheion - буквально «постоялое место для странников»), где заботились о больных, прокажённых, инвалидах и бедных, более всего было похоже на больницу.
Исламские больницы появились в 8 веке в Багдаде и несколько напоминали xenodocheion, поскольку также оказывали услуги лепрозным больным, инвалидам и беднякам. Но первая больница была построена в Каире в 872-874 годах н.э. Больница имени Ахмада ибн Тулуна лечила и давала лекарства всем пациентам бесплатно. Это было достаточно развитое учреждение с двумя банями, одной для мужчин, другой для женщин, богатой библиотекой, и отделением для душевнобольных. При поступлении на лечение больные сдавали свою одежду и ценные вещи уполномоченным для сохранности, после чего им выдавалась специальная больничная одежда, и их определяли в свои палаты.
Другой важной здравницей была Багдадская больница (построенная в 982 году), превосходившая вышеописанную по величине, и насчитывающая группу из двадцати четырёх работающих врачей. В Дамаске 12 века находилась ещё более крупная больница имени Нури, где проводилось медицинское обучение согласно руководствам 13 века, а фармацевты, парикмахеры, ортопеды, окулисты и другие врачи сдавали экзамен «инспекторам» на основе специально выбранных трудов.
Всего в Каире было три огромные лечебницы: наиболее известная – больница имени Аль-Мансури. В 13 веке, когда правитель Египта из династии Мамлюков Аль-Мансур Калавун был ещё принцем, он заболел почечной коликой во время экспедиции в Сирию. Лечение, которое он прошел в больнице имени Нури в Дамаске, настолько ему понравилось, что он обещал основать похожее учреждение, как только будет коронован. Верный своей клятве он построил в Каире больницу, назвав её своим именем. Его послание было таково: «Я передаю этот вакф для пользования тем, кто равен мне, и тем, кто ниже меня, солдатам и принцам, свободным гражданам и рабам, мужчинам и женщинам».
Аль-Мансури была построена в 1284 году с четырьмя входами, в центре каждого из которых находился фонтан. Король сделал всё необходимое для того, чтобы штат был укомплектован, и больница была полностью оборудована. Были назначены санитары и сиделки обоих полов для ухода за мужчинами и женщинами, которые принимались в разных отделениях. Вся лечебница снабжалась проточной водой. Одна из частей здания была отведена для лекций и занятий, которые проводил главный врач. Не было никаких ограничений по количеству пациентов, которые могли получить здесь лечение. Амбулаторный диспансер выписывал лекарства, которые больные могли забрать с собой домой.
С появлением первых медицинских учреждений, больницы распространились по всему мусульманскому миру, добравшись до Андалусии в Испании, Сицилии и Северной Африки. Нововведения были с радостью приняты торговцами и крестоносцами, с помощью которых схожие системы начали развиваться и на западе: например, орден госпитальеров, военных госпиталя, первоначально использовался французами для лечения своих граждан. В Европе мусульманские врачи помогали строить десятки больниц, включая известную лечебницу в Салерно (южная Италия).
Мусульмане были эффективными управляющими, поэтому работа больниц была хорошо организована. К примеру, путешественник 12 века Ибн Джубайр был восхищён тем, как заботились о больных в лечебнице имени Аль-Мансури (вероятно первой в своём роде).
В обязанность больницы входит забота о больных, бедных, мужчинах и женщинах до их выздоровления. Она находится в распоряжении могущественных и слабых, бедных и богатых, простолюдинов и принцев, мирных граждан и разбойников, без требования какой-либо платы, только ради милости Аллаха, нашего кормильца. Из устава больницы имени Аль-Мансури |
Больница аль-Кайруан (9 век) была образцом искусства с правильно организованными залами, в ней были комнаты ожидания для посетителей, мечеть для молитв и занятий пациентов, там работали медсёстры из Судана, постоянные врачи, команда Фукаха аль-Бадан (группа имамов, владеющих медицинскими знаниями и проводящими процедуры кровопускания, вправления костей и каутеризации (прижигания). В лечебнице было отделение для лепрозных больных под названием Дар аль-джудхама, построенное рядом, в то время как повсюду лепра (проказа) считалась неизлечимым пороком. Больница финансировалась государственной казной и индивидуальными лицами, щедрыми в своих пожертвованиях, совершённых для увеличения прибыли учреждения, и тем самым, улучшения качества оказываемых услуг. |
Он говорил: «Новая больница имени Нури наиболее посещаемая и большая по сравнению с двумя другими в Дамаске. Её ежедневный бюджет составляет 15 динаров. Здесь работает смотритель, в чьи обязанности входит содержание реестра с именами пациентов и управление расходами на необходимые медикаменты, продукты и т.д. Врач приходит рано утром для осмотра больных и распоряжается об изготовлении необходимых лекарств и еды в зависимости от потребности каждого отдельного пациента».
Во время путешествия по Ближнему Востоку он также заметил, что в каждом городе находилась по меньшей мере одна лечебница, и это заставило его указать, что больницы были одним из лучших доказательств «величия Ислама».
Мусульманские больницы были достаточно передовыми по образу мыслей. В них лечили не только телесные заболевания. В Багдадской больнице 9 века, в которой работал Ар-Рази, существовало уникальное отделение для душевнобольных.
Специально для Islam-Today.ru