• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Ислам в своем первоисточнике не мертвящая сила, он призывает своих исповедников к прогрессу..."

3308

Баязитов стал богословом, показавшем в своей практической и научной деятельности противоречивость той эпохи, борьбу различных течений в общественной жизни татарского народа.

Баязитов стал богословом, показавшем в своей практической и научной деятельности противоречивость той эпохи, борьбу различных течений в общественной жизни татарского народа.

Гатаулла Баязитов родился в 1847 году в деревне Тюменсу (Темников) Касимовского уезда Рязанской губернии в семье муллы. Начальное образование он получил в деревне, в медресе своего отца. Затем продолжил обучение в медресе Баймурад деревни Чутай, недалеко от г. Касимова. Саое образование он решил продолжить в медресе д. Кшкар (ныне Атнинский район РТ). Именно здесь находились знаменитые татарские медресе.

Баязитов, будучи известным общественным и религиозным деятелем, не сумел до конца проникнуться сущностью джадидизма и его прогрессивную роль для системы народного образования татар и других мусульманских народов. Но он и не стал приверженцем традиционного кадимизма. Более того, он стал одним из известных представителей религиозного реформаторства у татар в XIX веке.

Баязитов стал богословом, показавшем в своей практической и научной деятельности  противоречивость той эпохи, борьбу различных течений в общественной жизни татарского народа.

В народе татарского мыслителя называют учителем логики и философии.

В 1871 году Гатаулла Баязитов получает приглашение из Петербурга возглавить Второй мусульманский приход. На тот момент в Петербурге не было ни одной мечети, отсутствовали условия для проживания мусульманской общины. Официально существовало три мусульманских прихода, служба проводилась в специально нанимаемых помещениях, называемых молельней.

Здесь Баязитов активно включается в общественную жизнь столицы, начинает изучать русский язык, общается со столичной интеллигенцией. Вскоре он получает должность военного ахуна. Стоит отметить, что в войсках гвардии петербургского гарнизона и на кораблях Балтийского флота постоянно служили представители мусульманских общины различных национальностей. Служили они также в Крымско-татарском эскадроне, в собственном конвое Его Величества. Отдельный гвардейский корпус в Петербурге с начала XIX века комплектовался солдатами и офицерами, исповедовавшими мусульманскую религию.

Привлекая их к службе в гвардии, российский генералитет учитывал особые данные, присущие представителям этой конфессии: трезвость, честность, трудолюбие. В гвардии неукоснительно поддерживался принцип веротерпимости. Для мусульман в Отдельном гвардейском корпусе и на Балтийском флоте в штатах предусматривались вакансии священнослужителей – муэдзинов, мулл и «ахуна гвардии». Таким образом, получение Баязитовым должности ахуна говорит о его высоком авторитете.

Баязитов четко понимал необходимость разносторонней деятельности мусульманской интеллигенции. Это было крайне важно для созданий хотя бы минимальных условий для удовлетворения духовных потребностей мусульман. Одну из основных задач в этом направлении он видел в создании национальной периодической печати. В 80-е годы он обращается за разрешением издать газету «Хэфтэ» («Неделя») на татарском и русском языках. После получения отказа он попытается организовать выпуск и других газет. Но и эти просьбы оставались без ответа. Лишь в 1905 году богослов получает разрешение на издание газеты "Нур" и становится ее учредителем и редактором.

Именно перу Гатауллы Баязитова принадлежат первые труды по исламу на русском языке. Его исследования привлекли мусульманскую элиту по всему миру: появились переводы на турецком и французском языках. Первой его книгой, вызвавшей большой интерес в России и за рубежом, стало «Возражение на речь Эрнеста Ренана: Ислам и наука». В ней Баязитов вступил в полемику с французским ученым Ренаном, который заявлял о несовместимости положений Ислама и рационального знания: "ислам в своем первоисточнике не мертвящая сила, он призывает своих исповедников к прогрессу, в принципе веротерпим к иноверцам, терпим ко свободному мнению даже в области религиозного мышления, благоговеет перед наукой".

Принцип веротерпимости в исламе доказывал богослов в другой своей работе - "Отношение Ислама к науке ииноверцам". Здесь говорится о цивилизованном отношение к иноверцам как об одном  из основополагающим принципов ислама. Он придерживался идеи, что "конечный идеал, к которому стремится человечество, и окончательная цель его развития на земле — есть объединение религии и науки, этих высших областей духовного мира человека".

Говоря о трудах, вышедших из-под руки Гатауллы Баязитова, нельзя не сказать о его вкладе в постройку Соборной мечети. В начале 80-х гг. ХIХ в. вместе с имамом первого мусульманского прихода Юнусовым Баязитов выступил с инициативой сбора средств на возведение мечети. Сначала удалось добиться разрешения на создание Комитета по сбору пожертвований в Европейской части России и в Сибири. В 1906 году председателем вновь созданного Комитета по постройке Соборной мечети был избран Абдульазиз Давлетшин, но ахун Баязитов принимал активное участие в его работе и в организации конкурса на право возведения мечети.

Баязитов подчеркивал, что внутреннее убранство мечети должно быть скромным, ссылаясь на слова Пророка Мухаммада (мир ему и благословение): "Стройте мечети, но внутри не украшайте, стройте города, их украшайте".

3 февраля 1910 г, будучи уже тяжело больным, Гатаулла Баязитов принял участие в церемонии закладки Соборной мечети и даже произнес речь.

В день похорон татарского богослова по приказу градоначальника на пять минут было остановлено движение городского транспорта, протяжными гудками заводских труб столица простилась с усопшим.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Комментарии для сайта Cackle
Яндекс.Метрика