Искусство болгар: зеркала, секиры и нагайки
В далеком 921 году из Багдада по поручению Аббасидского халифа Аль-Муктадира Биллах в центр Азии, в Булгарские земли отправилось религиозно-политическое посольство, чтобы познакомить местных жителей с истинной религией, религией Пророка (мир ему и благословение Всевышнего). Представительство состояло из деятелей различных сфер: правоведение, политика и история, а во главе каравана был Ахмед ибн Фадлан, который по праву считается первым арабским послом в Российском государстве. С того времени религиозные, культурные и исторические связи между народами двух государств год от года только крепли. Прошло уже немало времени, государство Волжская Булгария давно кануло в лету, однако у нас есть уникальная возможность прикоснуться к истории наших предков. Через сохранившиеся исторические и культовые памятники, женские украшения, через предметы изобразительного и художественного искусства, через ремесленные предметы. А сегодня мы с Вами поговорим о тех изделиях, которые волжские булгары использовали в быту.
Нельзя не отметить, что наиболее ярко связь с народным художественным видением отразилась в орнаментации бронзовых и серебряных зеркал, которые были одним из предметов массового производства. Если говорить о форме, то это был круг 4-15 см в диаметре. Одну сторону мастер покрывал орнаментом, а другая тщательная полировалась. Что касается орнаментальной составляющей, то некоторые комплексы можно отнести к выполнению эстетических задач, тогда как в целом символика была выражением определённой магической силы.
Стоит отметить, что принятие булгарами Ислама значительно сказалось на использовании орнаментального языка. Если раньше преобладали геометрические и зооморфные мотивы, то уже к концу так называемого домонгольского периода орнаменты стали носить цветочно-растительный характер, что привело к растворению сакрального, языческого символа образов животных. Ранее в декоре зеркал активно использовалось изображение шествующих друг за другом животных или птиц — сюжет, восходящий в своей основе к «звериному гону» ближневосточного искусства исламской эпохи и «солнечному колесу», составленному из животных как астрологических символов. К примеру, изображённые на одной стороне зеркала бегущие друг за другом четыре зайца являли собой единство и смену времён года.
В оформлении зеркал с помощью зооморфных мотивов наиболее часто употребляющимся является мир реально существующих образов местной природы. В декорировании намного чаще использовались изображения лосей, реже — оленей, рысей и других зверей из породы кошачьих, рыб, собак, зайцев, птиц-уток, гусей, журавлей и других. Не обошли стороной мастера и использование образов фантастических существ, которые отражали мифологию того времени.
Возвращаясь к цветочно-растительным мотивам, нужно отметить, что булгарские ремесленники использовали шести- и восьмилепестковые розетки, линейные мотивы жгута, интегральные спирали, лотосовидные, тюльпаны.
Помимо зеркал, особый интерес для этнографов, археологов и любителей старины представляют такие изделия, как медные и бронзовые рукоятки нагаек, ручки ножей, крупные декоративные гвозди, металлические пломбы, замки и другие поделки, которые выполняются с использованием голов животных, зверей, птиц.
А на свинцовых и бронзовых пломбах, которые использовались для опечатывания товаров, отправляющихся вместе с караваном, можно было заметить изображения льва с закинутым за спину длинным хвостом или фантастического существа с львиным туловищем.
Нельзя обойти стороной и секиры, боевые парадные топорики, для которых в то время была характерна пышность оформления. Обратив внимание на топорики X – начала XII веков, можно заметить, что они выполнены в технике сплошной орнаментации поверхности с использованием различных композиций, состоящих из спиральных завитков, лиственных побегов с цветками тюльпана. Для передачи узоров мастера булгарского народа использовали техники литья, гравировки, инкрустации серебром. Характерно, что декорирование секир не исчерпывалось растительным орнаментом. Зачастую можно было встретить солярные знаки, изображения зверей, вписанные в круглые медальоны фигурки собак, зверей из пород кошачьих.
Говоря о производстве массовых изделий мастерами, нельзя не сказать об изготовляемых подвесных замках, которые декорировались красивой арабской вязью с использованием золота и серебра, что говорило об огромном влиянии культуры исламских народов.
Продолжение следует…
Ильмира Гафиятуллина, Казань