Индийские мусульмане в Восточной Африке
Мало кому известно, что мусульмане – выходцы из британской Индии сыграли большую роль в политическом и экономическом развитии Восточной Африки.
Мусульмане, в основной массе своей торговцы из Гуджарата, стали прибывать туда в конце 19 века, когда Англия установила в этой части Африки свое господство, хотя прочные торговые связи Индии с Африкой через океан существовали в течение веков.
На строительство железной дороги в Уганде англичане привезли множество индийцев из Пенджаба и, хотя после его окончания основная масса рабочих вернулась домой, многие остались в Африке. Открытие железной дороги повлекло за собой новую волну миграции из Пенджаба, Гуджарата и Гоа – индийцы спешили воспользоваться новыми возможностями для бизнеса.
Торговцы из Индии основывали здесь целые поселения и открывали магазины. Везде, где бы они не оседали индийские мусульмане – весьма строгие приверженцы своей религии строили мечети и медресе, приглашали образованных имамов и мударрисов.
Многие индийцы были заняты в строительстве, на транспорте, в сфере обслуживания и работали на низших должностях в колониальной администрации. Их статус был немного выше, чем у коренного населения – африканцев, что давало им некоторые привилегии.
Таким образом индийско-мусульманские торговые династии, проживающие в африканских странах уже на протяжении жизни более чем трех поколений сформировали высший слой среднего класса и даже вошли в национальную элиту этих стран. При этом исследователь этого феномена Гисбер Оонк указывает в своей книге «Азиатские бизнес-элиты в Восточной Африке», что термин «отцы-основатели» для данных династий не совсем верен. По его словам, в Африку от большого семейства ехал, как правило, второй сын с заданием от отца осмотреться и разузнать какие возможности для открытия своего дела есть на континенте, а отец, как раз-таки, оставался дома, в Индии.
Фактически, имел место процесс «циркулярной» миграции, когда люди перемещались между Африкой и Индией и потом либо оседали на новом месте, либо, потерпев неудачу в делах, возвращались домой; банкротства были частым явлением, но тем, кто упорно работал, удавалось основать свое дело, которое развивалось на протяжении более чем трех поколений.
В колониальный период большинство индийцев, прибывавших в Восточную Африку, были британскими подданными или подданными феодалов, находившихся под британским протекторатом. После разделения бывшей британской Индии в 1947 году на Индию и Пакистан им пришлось решать принимать ли британское, пакистанское или же индийское гражданство. Со своей стороны власти вновь образованной республики Индия призывали их принимать британское гражданство и оставаться в Африке, а не полагаться на родину предков, однако, получение британского гражданства было напрямую связано с тем, в каких отношениях выходец из бывшей колонии находился с метрополией, поэтому многие из индийцев так его и не получили, а получили статус подданных Великобритании с ограниченным набором прав.
Получение независимости Кенией, Угандой и Танзанией в начале 60-х годов 20 века поставило их перед другой дилеммой: брать ли гражданство этих стран или оставаться британскими подданными. Согласно Оонку этот вопрос был решен следующим образом: женщины оставались британскими подданными, а мужчины принимали местное гражданство. Это делалось для того, чтобы иметь максимальные возможности для занятий бизнесом в странах их проживания и одновременно иметь доступ к британскому образованию и здравоохранению.
С другой стороны сохранение связей с бывшей метрополией рассматривалось многими как страховка от «африканизации», проводимой национальным руководством вновь образовавшихся стран. Тем не менее, наличие британского паспорта не гарантировало беспрепятственный въезд в эту страну, в чем многие выходцы из Индии убедились в 60-70-х годах.
Таким образом, в составе одной семьи могли находиться граждане Великобритании, английские подданные и граждане африканских стран.
Со временем связи мигрантов с Индией ослаблялись, зато укреплялись связи с другими странами, и бизнес таких семей становился транснациональным, а их члены разъезжались по разным концам света, но продолжали хранить верность своей семье и компании.
В 60-70-х годах африканцы-выходцы из бывшей британской Индии переезжали на новые места жительства в Канаду, США, Англию, Францию, Бельгию, Германию, Маврикий, Шри-Ланку и Пакистан. Все они являются частью юго-азиатских диаспор этих стран, но многие так и остались в Африке. У них есть родственники и жилье во многих странах мира.
По словам их родственников, выходцы из различных регионов современной Индии и Пакистана, живущие ныне в Африке очень бережно относятся к своим языковым диалектам, традициям и исламской религии. К ним даже присылают детей, родители которых хотят, чтобы те научились аутентичному языку предков и традиционному исламу в рамках мазхаба Абу Ханифы, не испорченному современными «реформаторами» и толкователями.
Ильдар Мухамеджанов
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.