• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Индийские мусульмане в Восточной Африке

Время чтения: 4 мин
3987

Мало кому известно, что мусульмане – выходцы из британской Индии сыграли большую роль в политическом и экономическом развитии Восточной Африки.

Мусульмане, в основной массе своей торговцы из Гуджарата, стали прибывать туда в конце 19 века, когда Англия установила в этой части Африки  свое господство, хотя прочные торговые связи Индии с Африкой через океан существовали в течение веков.

На строительство железной дороги в Уганде англичане привезли множество индийцев из Пенджаба и, хотя после его  окончания  основная  масса рабочих вернулась домой, многие остались в Африке. Открытие железной дороги повлекло за собой новую волну миграции из Пенджаба, Гуджарата и Гоа – индийцы спешили воспользоваться новыми возможностями для бизнеса.

Торговцы из Индии  основывали здесь целые поселения и открывали магазины. Везде, где бы они не оседали индийские мусульмане – весьма строгие приверженцы своей религии  строили мечети и медресе, приглашали образованных имамов и мударрисов.  

Многие индийцы были заняты в строительстве, на транспорте,  в сфере обслуживания и работали  на низших должностях в колониальной администрации. Их статус был немного выше, чем у коренного населения – африканцев, что давало им некоторые привилегии.

Таким образом индийско-мусульманские  торговые династии, проживающие в африканских странах уже на протяжении жизни более чем трех поколений сформировали высший слой среднего класса и даже вошли в национальную элиту этих стран. При этом исследователь этого феномена Гисбер Оонк указывает в своей книге «Азиатские бизнес-элиты в Восточной Африке», что термин «отцы-основатели» для данных династий не совсем верен. По его словам, в Африку от большого семейства ехал, как правило, второй сын с заданием от отца осмотреться и разузнать какие возможности для открытия своего дела есть на континенте, а отец, как раз-таки, оставался дома, в Индии.

Фактически, имел место процесс «циркулярной» миграции, когда люди перемещались между Африкой и Индией и потом либо оседали на новом месте, либо, потерпев неудачу в делах, возвращались домой; банкротства были частым явлением, но тем, кто упорно работал, удавалось основать свое дело, которое развивалось на протяжении более чем трех поколений.

В колониальный период большинство индийцев, прибывавших в Восточную Африку, были британскими подданными или подданными феодалов, находившихся под британским протекторатом. После разделения бывшей британской Индии в 1947 году на Индию и Пакистан им пришлось решать принимать ли британское, пакистанское или же индийское гражданство. Со своей стороны власти вновь образованной республики Индия призывали их принимать британское гражданство и оставаться в Африке, а не полагаться  на родину предков, однако, получение британского гражданства было напрямую связано с тем, в каких отношениях выходец из бывшей колонии находился с метрополией, поэтому многие из индийцев так его и не получили, а получили статус подданных Великобритании с ограниченным набором прав.

Получение независимости Кенией, Угандой и Танзанией в начале 60-х годов 20 века поставило их перед другой дилеммой: брать ли гражданство этих стран или оставаться британскими  подданными. Согласно Оонку этот вопрос был решен следующим образом: женщины оставались британскими подданными, а мужчины принимали местное гражданство. Это делалось для того, чтобы иметь максимальные возможности для занятий бизнесом в странах их проживания и одновременно иметь доступ к британскому образованию и здравоохранению.

С другой стороны сохранение связей с бывшей метрополией рассматривалось многими как страховка от «африканизации», проводимой национальным руководством  вновь образовавшихся стран. Тем не менее, наличие британского паспорта не гарантировало беспрепятственный въезд в эту страну, в чем многие выходцы из Индии убедились в 60-70-х годах.

Таким образом, в составе одной семьи могли  находиться граждане Великобритании, английские подданные и граждане африканских стран.

Со временем связи мигрантов с Индией ослаблялись, зато укреплялись связи с другими странами, и бизнес таких семей становился транснациональным, а   их члены разъезжались по разным концам света, но  продолжали хранить верность своей семье и компании.

В 60-70-х годах африканцы-выходцы из бывшей британской Индии переезжали на новые места жительства в Канаду, США, Англию, Францию, Бельгию, Германию, Маврикий, Шри-Ланку и Пакистан. Все они являются частью юго-азиатских диаспор этих стран, но многие так и остались в Африке.  У них есть родственники  и жилье во многих странах мира.

По словам их родственников, выходцы из различных регионов современной Индии и Пакистана, живущие ныне в Африке  очень бережно относятся к своим языковым диалектам, традициям и исламской религии. К ним даже присылают детей, родители которых хотят, чтобы те  научились аутентичному языку предков и традиционному исламу в рамках мазхаба Абу Ханифы, не испорченному современными «реформаторами» и толкователями.

Ильдар Мухамеджанов

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle