• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Хусаин Фаизханов – один из блестящих шакирдов Марджани

Время чтения: 4 мин
3993

Текущий год проходит под знаком выдающегося религиозного и общественного деятеля, ученого и философа, историка и этнографа Шигабутдина Марджани (1818-1889).

В 1915 году во время подготовки к 100-летию мыслителя в Казани была издана книга, посвященная великому ученому. В нее вошли сочинения Ш.Марджани, воспоминания о нем. Среди авторов этого фундаментального труда был Шагар Шараф – крупный ученый и журналист. Именно ему выпала честь написать наиболее полную и достоверную биографию  богослова.
Islam-today продолжает публикацию глав из этого очерка.


3. Хафизутдин ибн Насретдин. Три года обучался в Бухаре у Марджани, проштудировал множество книг, принимал участие в меджлисах с крупными учеными Бухары и его предместий. Затем был избран имамом и мударрисом деревни Параньга, что в Вятском крае. Написал множество сочинений по различным исламским наукам, однако все они выполнены в рукописном варианте большинство из них на арабском и часть на персидском языках. В последующие годы в некоторых вопросах вступил в полемику с Марджани и написал об этом книгу. По поручению Духовного управления исполнял должность корректора одного из изданий Священного Корана, напечатанного в Казани.

4. Ахмадуллатиф ибн Габдуллатиф. В течение года обучался в Бухаре у Марджани. Во время учебы в Бухаре был однокашником родного брата Марджани Садретдина. Служил имамом в селе Тумутук Бугульминского уезда.  Долгие годы преподавал в тамошнем медресе, обучил большое число имамов и прославился как талантливый педагог. Стал известен также как воспитатель большого количества мюридов. Скончался в 1325/1907 году.

5. Хусаин ибн Фаизхан. Родом из деревни Сабачаево Симбирской губернии. Брал уроки у Баймурата хазрата по его возвращении из Бухары, а затем обучался в медресе, которым руководил Марджани. Проявил себя  чрезвычайно прилежным, смышленым и искренне преданным науке учеником и тем самым обратил внимание к своей персоне со стороны наставника. В период учебы в Казани в содружестве с преподавателем Восточного разряда Императорского университета Казембеком написал книгу «Мифтах кунузел Коран» («Ключ к сокровищам Корана»). Это произведение имеет неоценимое значение в поиске нужных для читателя аятов Священной Книги и главная роль в ее написании принадлежит Хусаину эфенди. Затем он отправился в Петербург и служил преподавателем арабского и турецкого языков в восточном отделении Петербургского университета. После трех-четырех лет преподавательской деятельности был назначен  лектором этого отделения. Скончался в возрасте 45 лет 29 рабигуль-авваля 1283 года/30 июля 1866 года.

Оставил после себя замечательные труды. Один из них посвящен проблеме преобразования татарских медресе. (Хранится в библиотеке Марджани. Некоторые идеи отражены во 2 части книги «Асарь»). В этой книге большое место занимает  состояние дел в учебных заведениях и их история. Другая его книга посвящена походам Крымских ханов на Русь и Польшу (Эта книга издана на большом формате и включает в себя 941 страницу. Один ее экземпляр содержится в личной библиотеке устада и дамуллы Галимджана аль-Баруди). Кроме того его перу принадлежат учебники по синтаксису и морфологии татарского языка, написанные на русском языке, а также небольшая статья по вопросу о правилах исполнения ритуальных обязанностей служителей культа. Помимо всего Хусаин эфенди, будучи в Петербурге оказал Марджани неоценимую помощь по сбору материалов по истории Казани и Булгар, а также по восточным языкам.  Знакомясь с рукописью книги «Вафиятель-асляф» мы обнаружили около двухсот подобных выписок.

6. Гаясетдин ибн Хабибулла. Родом из села Бик Тетюшского уезда. Отец его служил имамом четвертой мечети Казани. Десять лет обучался в медресе под руководством Марджани и проявил себя с наилучшей стороны. Затем он отправился продолжить образование в Бухару, однако из-за болезни вынужден был вернуться на родину, заменил своего отца на посту имама и в течение 7-8 лет обучал шакирдов. Он во всем превзошел людей, обучавшихся у Марджани, отличался глубокими познаниями и выдающимися способностями, однако жизнь его была коротка. Скончался  совсем молодым в 1287/1870 году. В совершенстве овладел арабским языком, имел поэтический дар, отдельные его сочинения нашли свое отражение на страницах книг «Мустафадель-ахбар» и «Асарь»

7. Гимран ибн Сагид. Родом из деревни Тавгильдино Тетюшского уезда. Сначала учился в медресе Баймурата хазрата, а затем перешел в медресе Марджани. Благодаря своим умственным способностям завоевал большое уважение среди педагогов и учащихся. В совершенстве владел арабским языком. Ему поручали вести занятия с учащимися младших классов. Более десяти лет он преподавал в медресе. Затем был избран имамом деревни Байгуш, где всю жизнь занимался просвещением народа. Воспитал несколько своих последователей – имамов. Скончался в 1312/1894 году.

С книгой о Марджани в арабской графике можно познакомиться на портале www.darul-kutub.com.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle