Хабибурахман Шакир: тернистый путь в страну тысячи озер
В ранних наших статьях мы уже знакомили вас общиной финских татар в городе Тампере. Одним из значимых представителей этой общины является имам Хабибурахман Шакир (1903-1975). Мы решили посвятить цикл статей его интересной судьбе и деятельности.
Хабибурахман Шакир, известный также как Хабибурахман Булгари, родился в 1903 году. Его точное место рождения неизвестно, но судя по нисбе “Булгари", он родился в Среднем Поволжье, скорее всего в окрестностях Казанской губернии. Представители татарской диаспоры в Тампере также отмечают, что он был не из татар-мишарей Нижегородчины как большинство членов общины, а из казанских татар.
После получения начального образования на родине, по сложившейся тогда у татар традиции он отправляется в Бухару. В течении десяти лет Хабибурахман Шакир совершенствует свои знания в Бухаре, Ташкенте и других важных исламских центрах Средней Азии. В годы учебы в Ташкенте он познакомился с будущим вторым муфтием Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана Зияуддином Бабаханом (1908–1982), с которым долгие годы поддерживал дружеские отношения. Хабибурахман Шакир был хорошо образованным и любознательным человеком, кроме родного татарского языка, он также хорошо владел арабским, узбекским, таджикским, турецким, урду и фарси.
Во время революции 1917 года Хабибурахман Шакир был вынужден иммигрировать в Афганистан. Кстати, Афганистан в первой половине 20 века был одной из самых динамично развивавшихся мусульманских стран. В то время Кабул являлся важнейшим эмигрантским центром для мусульман, бежавших от советской власти. В столице Афганистана он смог познакомился с семьей известного татарского религиозного деятеля Шамсуллы Валиуллы (1867-1930). Это знакомство сыграло большое значение в дальнейшей судьбе Хабибурахмана Шакира.
Шамсулла хазрат Валиулла родился в 1867 году в татарской семье в деревне Старо-Тураево (ныне Ермекеевский район Башкортостана). Религиозное образование получил в местном медресе. Затем работал муллой в деревнях Тукаево и Нижние Бишинды. До революции преподавал во многих медресе Волго-Уралья и к тому же был автором большого количества книг по религиозным вопросам. После прихода к власти большевиков в 1928 году он был арестован и сослан вместе с семьей в Троицк. Он неминуемого расстрела его смогли спасти бывшие ученики. Позже ему с семьей удалось тайно бежать в Среднюю Азии, а затем попасть в Афганистан. Примечательно, что Шамсулла хазрат установил в семье интересную традицию – дома разговаривать только на арабском языке, поэтому все его дети с малолетства хорошо владели этим языком.
В 1930 году в 63-летнем возрасте Шамсулла хазрат умер в Кабуле от малярии. У него осталась большая семья: 9 сыновей и 3 дочери. На одной из них – Бибирайхане – Хабибурахман Шакир и женился. В последующем судьба разбросала семью Шамсуллы хазрата по всему миру: сыновья Садид (1912-1999) и Мутыгулла (1917-1981) уехали в Австралию, а Ришад (1910-1980-е) обосновался в Пакистане, сын Насых (1915-2005) с матерью уехал в Мекку. В последующем одна из дочерей Шамсуллы хазрата Бадиджа основала первую школу Корана для девочек в самой Священной Мекке.
Продолжение следует...
Мухсин Нурулла
Использованные источники:
1.Baibulat Muazzez. Tampereen Islamilainen Seurakunta: juuret ja historia. Tampere İslamMahallesı: nigızı ve tarihı. The Tampere Islamic Congregation: the roots and history. Jyväskylä, 2004.
2. Беляев Р.Ф., Зарипов И.А. От Кабула до Тампере: штрихи к научной биографии татарского имама Хабибуррахмана Шакира // Минарет. 2016. № 1-2 (5-6). С. 24-33.
3.Группа в Вконтакте “Старые фотографии| История России и ее народов” (https://vk.com/wall-68651287_2335)