Государства Западной Африки – от языческих к исламским
Самым ранним государственным образованием на Западе Африки была Гана – государство на территории современных Мавритании и Мали.
Это была «страна золота», которое добывали как на территории самой Ганы, так и южнее – в зоне тропических лесов.
Одним из крупнейших средневековых городов Западной Африки был Кумби Салех, расположенный в 320 километрах от столицы современной Ганы - города Бамако. Его население составляло 15 тысяч жителей. Фактически это были два города, отстоявшие друг от друга на расстоянии 6 километров. В одном из них жили мусульманские торговцы из Северной Африки, посещавшие Запад Африки по своим делам. Здесь ощущалось влияние арабского Магриба с характерной архитектурой домов, двенадцатью мечетями и образованными богословами, владевшими арабским языком, сведущими в теологии и фикхе.
В другой части города, которую мусульмане назвали аль-Габа (роща) была столица империи Ганы, созданной сонинке или серахуле – группой племен, населявших территории современных Сенегала и Гамбии и исповедовавших язычество. Здесь в каменном дворце со стеклянными окнами жил местный император. Рядом с городом располагалась священная роща язычников.
Здания в аль-Габе были сделаны из глины, смешанной с соломой, в традиционном для нижнесахарской Африки стиле. Вокруг города была возведена земляная стена.
В 11 веке империя серахуле представляла собой централизованное государственное образование, однако к концу первой половины 13 века она пришла в упадок.
Главной причиной его стала невозможность до конца объединить многочисленные племена, проживавшие на ее территории. Племена сусу, серер, а так же племенные территории Фута Торо, Силла, Диара и Каниага использовали разные языки. Они приносили присягу императору, платили налоги и выставляли племенные контингенты войск по его требованию, но, вместе с тем, постоянно стремились к независимости, и от сепаратизма их удерживало лишь наличие у императора многочисленной армии.
Однако, во второй половине 11 века с севера на территорию Ганы вторглись берберские племена из Мавританской Сахары. Их вторжения происходили и раньше, но тогда они диктовались в основном желанием поживиться за счет более богатого соседа. Однако к 10 веку из их среды выдвинулся общеплеменной лидер Абдуллах ибн Ясин, основавший на одном из островов реки Сенегал рибат – укрепленный форпост, в котором обитала община верующих мусульман. Его последователей назвали «аль-Мурабитун». Европейцы, исказив первоначальное звучание этого названия, произносили его как «Альморавиды».
К 1053 году ему удалось объединить под своим началом все берберские племена Сахары. Одновременно он направил миссионеров в Западную Африку для проповеди ислама среди местных правителей, в чем им удалось добиться определенного успеха.
В 1056 году Альморавиды взяли под свой контроль город Сижилмаса – важный торговый центр на севере Западной Африки. Оттуда они двинулись на север и завоевали остальную часть Марокко. Затем, в 1087 году по просьбе мусульман Испании их войско отправилось туда, отразило натиск войск короля Кастидии Альфонсо VI и к 1110 году контролировало большую часть Пиренейского полуострова.
Вождь южных берберских племен, входивших в племенной союз Альморавидов, Абу Бакр в это же время выступил против империи Ганы в союзе с племенным образованием Фута Тора и в 1054 году завладел городом Аудогаст. В 1076 году Альморавиды осадили столицу империи, но встретили сильное сопротивление со стороны местного населения, которое так и не смогли подавить.
И хотя войскам императора Ганы удалось отбить столицу в 1087 году, империя была ослаблена длительной войной и развалилась на части.
Племенные образования Фута Торо, Силла, Диара и Каниага воспользовались ситуацией и провозгласили свою независимость.
В результате военных действий, затронувших всю Западную Сахару столица переместилась на северо-восток, где бежавшие от военных действий торговцы основали новый город Валата.
Однако новый удар по Гане был нанесен со стороны ее бывшего вассала – племенного союза Каниага, который к 1203 году трансформировался в королевство Сусу и подчинил себе Гану.
В 1235 году государство Мали, также образовавшееся из племенного союза Мандинго захватило земли Сусу и Ганы.
Знаменитый философ и историк ибн Халдун так описывал ее падение: «Власть Ганы ослабевала и сила уменьшалась, в то время как сила закутанных в покрывала берберов, живших на севере, увеличивалась. Они победили негров, захватили их территорию, обложили их налогами. Многие из них приняли ислам. В результате власть правителей Ганы была утрачена и их соседи - негры Сусу завоевали их и поработили и захватили их территорию. Соседи - Мали (Мандинго) увеличились в числе и утвердили свою власть над неграми. Они завоевали Сусу и захватили все, что им принадлежало – их территорию и землю Ганы вплоть до побережья Атлантики на Западе».
Таким образом, древняя империя Ганы исчезла с исторической сцены в 13 веке. На ее месте образовалось государство Мали со столицей Тимбукту. В 16 веке здесь был основан университет, где кроме мусульманского богословия изучали историю, литературу, фикх, арабский язык.
Этот город стал центром мусульманского образования и просвещения всей Западной Африки.
Ильдар Мухамеджанов