Г.Исхаки: «Пятничный намаз в мечети Омейядов не оправдал моих ожиданий»
«В мусульманских странах» так называются путевые заметки общественного деятеля и писателя Гаяз Исхаки (1878-1954). Впервые они были опубликованы в журнале “Яңа милли юл” (“Новый путь нации”) в 1932 году. Автор был среди делегатов Всемирного конгресса мусульман. Для нас представляют интерес впечатления и наблюдения мастера пера об образе жизни и взглядах мусульман Палестины и Египта более 80 лет назад.
Islam-today продолжает публикацию очерка.
Вечер я провел в общине черкесов. В Сирии их численность примерно тридцать пять тысяч. Большая часть их перебралась сюда во времена турецкого владычества и все хорошо владеют турецким, однако ислам они воспринимают выше, чем турецкий язык и традиции. Они вынуждены были перебраться в Турцию в результате усиления давления на них со стороны царских властей России и относятся к приютившей их Турции как центру мусульманского мира. Среди них были и такие личности, которые служили при дворе султана и пользовались уважением в высшем свете. Были периоды в истории, когда черкесы играли большую роль в государственном устройстве страны. Последние события, произошедшая в Турции революция и усиление национально-освободительного движения не совсем понятны черкесам и что естественно они не воспринимают ее. Именно поэтому прежние добрососедские и дружественные взаимоотношения между Турцией и черкесской диаспорой несколько охладели.
Некоторые непонятные и неуклюжие действия черкесских вождей во время вооруженных действий за независимость только усугубили наметившийся раскол. Следует заметить, что в последнее время произошло охлаждение взаимоотношений черкесов с арабами и в Сирии. Причина в том, что французская администрация использует черкесов в жандармерии и охране границ. Арабы воспринимают это как недружественный акт и не задумываются о том, что черкесы, влачащие существование на чужбине, вынуждены, как говорится, браться за любую предложенную должность, чтобы обеспечить себе и своим близким кров и пропитание. В этом и кроется причина их разногласий. Мои собеседники – интеллигентные черкесы с коими я беседовал – депутат сирийского парламента Эмин бек, главный редактор национальной черкесской газеты под названием «Мазеж» и директор крупного учебного заведения хорошо понимают это и как истинные патриоты своего народа ведут поиск путей из создавшегося положения. Они говорят, что у черкесов нет никаких оснований видеть в турках и арабах своих врагов, а напротив они стремятся сохранять дружественные и добрососедские отношения с этими народами. Мои друзья приводили массу доводов в пользу этой идеи и я, действительно, ощутил их горячее желание найти пути примирения.
Ислам глубоко проник в народную среду, а потому эти люди очень заинтересованы в реализации политики мусульманского единства народов. Мои коллеги с интересом следили за деятельностью Всемирного мусульманского конгресса, за моими выступлениями в Египте и, вполне естественно, возлагают на меня некоторые надежды. Причем многие черкесы переселились из Кавказа на эти земли более чем полвека назад, однако, несмотря на это они и представители молодого поколения, которые знают о своей родине лишь понаслышке, горят желанием побывать на своей исторической родине и при первой возможности стремятся вернуться на Кавказ. Многие молодые люди готовы даже пожертвовать своей жизнью ради родины. Они состоят в связи со своими соплеменниками, проживающими в разных концах земли. Они смогут сыграть определенную роль в возвращении на свою историческую родину и преодолеть имеющиеся мелкие разногласия в том случае, когда в их среде появятся настоящие лидеры, радеющие за будущее своего народа.
На следующий день, в пятницу я отправился на намаз в соборную мечеть Дамаска. Мечеть Омейядов огромна по своим масштабам, однако и она не смогла вместить всех мусульман. Смею заметить, пятничный намаз не оправдал моих ожиданий и не соответствовал тому историческому статусу, каким пользуется этот Дом Аллаха. Хутба проповедника была слишком устаревшей и никак не отвечала чаяниям сегодняшнего дня. Такие наставления можно услышать в наших захудалых деревенских мечетях из уст стареньких имамов и сие обстоятельство, меня сильно разочаровало. После того, как был прочитан фард часть прихожан, собравшись возле имама, стали читать следующий намаз. Я был в недоумении, оказалось, что это был намаз ихтияз-зухр (читается когда возникают сомнения).
После намаза мы побывали в музее эмира Абдулкадира аль-Джазаири (1808-1883) национального героя Алжира, знаменитого военачальника и ученого. Музей создан его внуком эмиром Сагидом. В экспозиции представлены личные вещи, оружие и материалы этого политического деятеля Алжира. Стены музея украшены картинами европейских художников, отображающими эпизоды из истории Алжира и войны с французскими колонизаторами. Несомненно, для создания музея затрачено много средств и усилий, и его экспонаты представляют большую ценность, но вопросам сбережения экспонатов и их охраны, на мой взгляд, не придается достаточного внимания, так как все здесь устроено небрежно. Любой человек может в любое время пройти в зал и может сделать все, что ему заблагорассудится.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.