Фетвы татарских ученых начала XX века: забывчивость в намазе
Вопрос:
Представим, что Бекир эфенди, прочитав три рака’ата намаза аср, сделал салям и приподнялся со своего места. Затем он вдруг вспомнил, что совершил лишь три рака’ата, Как теперь ему поступить? Встать на молитвенный коврик и прочитать один рака’ат и совершить садждаи саху или прочитать весь намаз с самого начала? Ведь имеется хадис о том, как Пророк Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) в подобном случае прочитал лишь один рака’ат?
Ответ:
Действительно, во многих известных книгах хадисов упомянут хадис о том, как однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) прочитав какой-то из дневных намазов два или три рака’ата, сделал салям и поднялся со своего места. А когда его сподвижник по имени Зульядайн напомнил Ему об этом, Расуль Аллаха Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) вернулся на свое место и завершив намаз, выполнил садждаи саху. Этот случай в качестве примера приводят многие замечательные ученые имамы и улемы, специализирующиеся в науке по хадисам, кроме Абу Ханифы.
Тем самым они высказывают мнение о том, что некоторые погрешности, совершаемые в ходе намаза, и в том числе слова и мысли, высказываемые в намазе, не вредят намазу и вполне достаточно совершить садждаи саху. Причем доводы этих имамов носят веский характер и понятно почему подробно описываются в книгах по фикху и в учебниках по хадису. Имам Абу Ханифа в этом вопросе придерживался позиции предостережения и издал фетву в пользу совершения намаза повторно и в полном объеме.
Имам Навави в книге шархов «Сахих Муслим», исследовав этот вопрос по хадисам, пришел к выводу, что доводы ученых иных мазхабов в сравнении с аргументами имама Абу Ханифы более обоснованы, а потому предпочтительны для следования.
Даже особо почитаемый среди ханафитов автор книги «аль-Бахр ар-Раик» зайнутдин ибн Ибрагим отмечает: «В данном вопросе не совсем убедительны толкования ханафитов и их ответы по этому поводу, в частности, хадис о разговорах во время намаза, который потерял свою силу».
Подобных взглядов придерживались известные ученые-исследователи хадисов и по-настоящему радеющие за чистоту мазхаба шейх ас-Синди и Мауля Абдулхай аль-Лякнави.
Выдающийся ученый в области изучения хадисов и муджтахид Шах Валиулла ад-Дахлеви в своей книге «Худжжатуллахи аль-Балига упоминая о тех вещах, которые наносят урон намазу пишет: «Незначительное телодвижение или произнесение слов, касание постороннего предмета не вредят намазу. Соотнесение высказываний по этому поводу ученых по фикху с хадисами весьма затруднительно. А тот мазхаб, который наиболее соответствует хадисам является истолковывающий их более шире».
Именно поэтому здесь предпочтительнее взгляды тех ученых ханафитского мазхаба, которые высказываются очень осторожно, не использующие категоричных суждений типа «недопустимо не прочитать намаз в полном объеме». Они обычно говорят более обтекаемо, соблюдая адаб, и их выражения звучат примерно так «лучше если возобновить намаз» или «совершается сначала».
из журнала «ад-Дин валь-Адаб» за 1917 год №1
Islam-Today