Эвлия Челеби – от «страны Абаза» до «земель хешдек»
В исламском мире среди географических описаний одно из важных мест занимает произведение «Сейяхат-намэ» («Книга путешествий») знаменитого турецкого путешественника Эвлия Челеби, посвятившего более сорока лет странствиям по территории Османского халифата и сопредельных государств.
Детство и юность
Его род происходил из Кютахьи, среди своих дальних предков упоминаются великие шейхи – Ахмад Яссави и Хаджи Бекташ Вали. Эвлия Челеби родился 10 мухаррама 1020 года по хиджре (25 марта 1611 года) в Стамбуле. Его отец Мехмед Зилли Дервиш был главой цеха придворных ювелиров халифского двора Османов, и в свое время сопровождал султана Сулеймана Великолепного в Белград и на Родос. Дед Эвлии - Кара Ахмед-бей Демирджи-оглу был знаменосцем в войсках султана Мехмеда II Фатиха и участвовал во взятии Константинополя. По преданию он умер в возрасте 147 лет.
Мать Эвлии Челеби была абхазкой, родом из Малой Абхазии – Садзны. У Эвлии были брат Махмуд, продолживший дело отца и ставший ювелиром, и сестра Инель. Молочным братом матери Эвлии был видный османский политический деятель Мелек Ахмед-паша, чистокровный абхаз, родившийся в Стамбуле, но при этом воспитанный на родине, в Абхазии, и в 16 лет вернувшийся в Турцию для продолжения карьеры. Мелек Ахмед-паша был женат на дочери султана Мурада IV, Кая-султан. Он был мирмираном и вали различных городов и областей Халифата (Алеппо, Диярбакыр, Багдад, Ван, Румелия, Силистрия, Босния), а с 1650 по 1651 был великим визирем государства. Мелек Ахмед-паша и его супруга на протяжении всей жизни покровительствовали Эвлии Челеби и помогали ему во всем.
После младшей школы (мектеба) Эвлия Челеби учился в медресе шейх-уль-ислама Хамида-эфенди. Став Коран-хафизом (выучил его наизусть), он изучал исламское богословие и право, у своего отца научился искусству резьбы по камню. Какое-то время Эвлия был чтецом Корана, а в 1635 году на торжестве в мечети Айя-София Челеби обратил на себе внимание халифа красивым чтением Корана. Мелек Ахмед-паша представил его Мураду IV, и Эвлия был взят ко двору, где продолжал образование. В то время при дворе Османов были популярны верховая езда, стрельба из лука и метание дротика. Эвлия также стал отличным наездником и стрелком и однажды во время игры в дротики броском даже выбил несколько зубов у одного из пашей. Согласно некоторыи сточникам, Эвлия Челеби был членом суфийского братства Гюльшанийя. В сохранившихся надписях на стенах своего дома в Каире он себя называет «Эвлия-и-Гюльшани».
Позже Эвлия в качестве сипаха служил в регулярной армии. Сипахи – османские тяжеловооруженные всадники на бронированных конях, вооруженные ударным оружием. С XV века турки использовали порох и огнестрельное оружие, а с XVII веке сипахи сменили устаревшее оружие на сабли и пистолеты, став настоящей грозой европейской кавалерии на поле боя. Эвлия Челеби хорошо знал военное дело и впоследствии показал, что разбирается в артиллерийских орудиях, указывая каждый раз на тип орудия, длину ствола, калибр, вес ядра, дальность полета, рассеивание ядер; он знает деление пороха на пороховую мякоть и зернистый порох.
Чудесный сон
Эвлия Челеби слыл прямым и чистосердечным человеком. Он утверждал, что никогда в жизни не говорил неправды. 20 августа 1630 года девятнадцатилетний Эвлия увидел во сне пророка Мухаммеда (с.а.в.). Смутившийся Челеби вместо того, чтобы попросить о его заступничестве перед Аллахом и сказать: «Шафаат йа РасулюЛлах», («Заступись, о Посланник Аллаха!») сказал: «Сайахат йа РасулюЛлах» («Помоги в путешествии, о Посланник Аллаха!»). Эвлия просил сведущих людей истолковать удивительный сон. Ибрахим Эфенди, друг Эвлии, объяснил, что это был вещий сон.
Стамбульский шейх Абдуллах-деде сказал молодому человеку так: «Начни со Стамбула – обойди, осмотри, опиши!». Отец Эвлии посоветовал будущему великому путешественнику: «Навести, повидай и опиши гробницы пророков и праведников, степи и пустыни, высокие горы, удивительные деревья и камни, города, замечательные памятники и крепости. Напиши об их завоевателях и строителях, …и создай сочинение, которое назови «Книгой путешествия».
Первые путешествия
При появившейся возможности, последовав совету шейха, Эвлия начал со Стамбула. Он подробнейшим образом описал столицу Османского халифата и ее предместья, на что ушло 10 лет. Впервые из Стамбула Эвлия выехал в 1640 году, в Бурсу, далее последовали поездки в Измит и Трабзон, а в 1641 году – первое длительное путешествие из Трабзона до Анапы по Черноморскому побережью. Здесь Эвлия описал родину своей матери, «страну Абаза». Это описание и по сей день занимает почетное место в историографии Абхазии. Автор описывает общества (по видимости, по именам правящих родов) - Чач (Чачба), Арлан, Чан (Цанба) с пристанью Какар (Гагра), Кечи (Гечба), Арт (Аредба); отдельно выделяется область Садз, откуда происходят его мать и дядя. Среди горных племен, таких как Ахчепси (Ахчипсоу), Беслеб обращает на себя внимание Алакориш (Аль-Курайш?!). Это название заставляет нас вспомнить арабское племя, откуда происходил пророк Мухаммед (с.а.в.) и некоторые представители которого, по преданиям, переселились во времена правления халифа Омара в Абхазию. Автор впервые приводит описания мечетей в Абхазии и районе Сочи, которые строили возвратившиеся абхазы, убыхи и адыги: «Среди них есть абаза, приехавшие из Топхане, из Стамбула и из Египта. У них много мечетей и много мусульман с семьями и домочадцами». О простых абхазах того времени (т.е. XVII в.) Челеби сообщает: «Если им скажут, что они неверные, убьют. Если их назвать мусульманами, обрадуются. Они не являются приверженцами ни Книги (т.е. пока на тот момент не знают Корана), ни веры. А вместе с тем неверных не любят, ради мусульман же жизнь отдадут. Если они примут Ислам, из них получатся крепко верующие приверженцы единого Аллаха».
Эти слова свидетельствуют об отсутствии религиозной образованности большинства абхазов на то время, плохом знании Корана и акыды (вероучения), с одной стороны, об искреннем отношение к религии Аллах, с другой. То, что они уже тогда называли себя мусульманами, указывает на заложенный положительный потенциал и дает им надежду на милость Аллаха…
В 1641-42 годах Эвлия принял участие в неудачной для Османов войск осаде Азова. В Стамбул путешественник возвращался через Крым, посетив Бахчисарай и Балаклаву. Первое плавание по морю оказалось для Эвлии Челеби настоящим испытанием. Выйдя из Балаклавы, корабль попал в бурю, так что чуть не пошел ко дну, и с трудом добрался до болгарского побережья. С тех пор Эвлия с большой неохотой садился на корабли, почти все его путешествия пролегали по суше.
26 лет в сражениях
Пробыв некоторое время в Стамбуле, Эвлия посетил остров Крит, а в 1647 году отправился в Эрзурум, Гянджу, Баку, Тифлис, проехал через Северный Кавказ и возвратился в Стамбул с османскими войсками. Затем Эвлия отправился в Сирию, Ливан и Палестину, вернувшись в город Сивас в Центральной Анатолии.
В 1651 году Эвлия отправился в крепость Озю (Очаков) вместе со своим дядей по абхазской линии Мелеком Ахмедом-пашой, который был там назначен бейлербеем. По дороге в крепость Эвлия подробно описал города Болгарии – Софию, Тырново. В 1655 году Эвлия Челеби посетил Конью, Караман, Битлис, Муш, принял участие в войне с курдами-езидами. Затем путешественник проехал по землям Ирана на пути в Багдад. Оттуда он вернулся в Озю и последовал за Мелеком Ахмедом-пашой в Боснию. В 1657 году он принял участие в походе на семиградского господаря Ракоци, где встретился с крымским ханом Мухаммадом Гиреем IV, своим будущим другом, побывал на землях Украины. Через два года, в 1659 году, Эвлия посетил Эдирне, Яссы, участвовал в осаде венгерского города Варад, оттуда поехал в Боснию, где подробно описал все пограничные крепости. Путешественник участвовал в походах в Хорватию и венецианские владения. Затем Эвлия посетил венгерский город Темешвар, проехал через Албанию. Возвратился в Стамбул он в 1662 году и вскоре присоединился к походу на Венгрию великого везиря Фазыл Ахмеда-паши Кепрюлю, участвовал в походе османской легкой кавалерии в Богемию (Чехия).
Всего Эвлия Челеби в течение 26 лет «десять раз был в рядах сражающихся и одиннадцать раз вместе с османским войском участвовал в осаде важных крепостей». И хотя при том, что Челеби был хорошо знаком с военным делом, он был в большей степени наблюдателем, чем воином.
В 1665 году Эвлия в составе посольства находился в Вене, затем посетил Пешт, а оттуда отправился в Валахию и Молдавию. После встречи с господарем Молдавии путешественник прибыл на земли Крымского ханства. Здесь, в местечке Ханкышла, Эвлия снова встретил крымского хана Мухаммада Гирея IV. Оттуда он отправился на Северный Кавказ, в земли донских казаков, поднялся от Астрахани по Волге к Казани.
«Земли хешдек»
Татар-мусульман Астрахани и Казани Челеби называл «хешдек» (от персидского «хешдех» – «восемнадцать»), по числу протоков в низовьях Волги – он сам в тексте упоминает эти протоки, впадающие в Каспийское море. Казань Эвлия Челеби называет «местопребыванием борцов за веру». О городе он писал: «В нем также нет садов и палисадников, однако имеется множество огородов с плетнями». Имеются и описания временных особенностей, в частности короткое темное время суток летом, непривычное для жителей южных стран: «Мы в час заката, задав коням корм, совершили вечерний намаз. …А пока мы трапезничали, наступил час Шафи, настало утро. И не прошло часа, как настал день. Таким образом, ночь длилась всего четыре часа с четвертью... Зато день здесь очень длинный».
В 1668 году Эвлия посетил Фракию, Македонию, Фессалию, Морею, оттуда отправился на Крит, где принял участие в осаде города Кандия. Осмотрев ряд островов в Адриатическом море, он совершил ещё одно путешествие по Анатолии и Сирии, затем совершил хадж – паломничество в Священную Мекку. Из Мекки путешественник направился в Африку, в Египет, где прожил 8-9 лет, посещая сопредельные земли.
Последние годы Эвлия анализировал и систематизировал свои путевые заметки, работая над 10-томным сочинением «Сейяхат-Намэ». Предполагается, что Эвлия Челеби закончил свои дни в Египте между 1679 и 1682 годами. Таким образом, великий путешественник посвятил свою жизнь поклонению Аллаху через познание и описание мира.