• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Друзья мои, самым благородным делом должно быть дело науки и просвещения"

Время чтения: 4 мин
4072

«Друзья мои, для нас самым благородным делом должно быть дело науки и просвещения. Самым священным стремлением – стремление к знанию и просвещению. Если вы спросите, что же делать, ответ один: учиться, знать, развивать ум». Эти слова принадлежат выдающемуся крымско-татарскому просветителю, публицисту и литератору, чьи идеи совершили революцию в мусульманской среде.

Идеи Исмаила Гаспринского (1851–1914) существенно изменили облик мусульманского интеллектуализма на всей территории Российской империи. Именно благодаря его умению совмещать функционирование на пользу государства с интересами мусульман мусульманство Российской империи впервые заявило о себе как о зрелой культурной силе. Крымскими татарами эта личность воспринимается как основоположник всего, «учитель учителей». Повсеместно известны его слова о том, что зависимость от учителя мешает прогрессу.

Самым главным для Гаспринского было создание новой концепции образования. Именно в радикальной модернизации образования, в обновлении состава и направленности учебных программ он видел наиболее действенное средство культурной трансформации. Исмаила Гаспринского не удовлетворяли интеллектуальный облик современных мусульман и общее состояние мусульманской цивилизации, и всю свою жизнь он посвятил реализации разработанного им проекта обновления мусульманства.

В 1888 году выходит в печать первая мусульманская газета в России. Главным редактором издания «Тарджиман» («Переводчик») становится Гаспринский.

««Переводчик» будет служить, по мере сил, проводником трезвых, полезных сведений из культурной жизни в среду мусульман и и обратно, знакомить русскую среду с их жизнью, взглядами и нуждами» - так о своем детище говорил сам главный редактор. Газета сразу стала играть основную роль в модернизации мусульманского образования в Крыму, Поволжье, Туркестане. Параллельно публицист и религиозный деятель создает новые учебники и учебные программы, основывает в Крыму «новометодные школы», впоследствии получившие широкое распространение на российских мусульманских территориях.

Исмаил бея очень волновало, что, несмотря на единение на территории Бахчисарая Востока и Запада, Европы и Азии, мусульманская культура очень сильно отставала от европейской цивилизации. Он считал, что нужно идти дальше, развиваться. Однако благодаря этим новометодным школам в первые полтора десятилетия XX века зарождается новая генерация мусульманских интеллектуалов, по-европейски образованных, но не утративших «мусульманской» идентичности. Гаспринский смог выработать программу единения российского мусульманства как способа интеграции мусульманского общества и Российской империи в новом времени. Именно Гаспринскому впервые в русском мусульманском обществе удалось облечь идеи своих предшественников во вполне осязаемые и функциональные формы — определить содержание и методику нового образования (усул-и джадид, впоследствии эта методика стала называться «джадидизм») и опробовать ее на деле.

Стоит отметить, что именно Исмаил бей оказался у истоков идеи пантюркизма – культурного и политического объединения тюркских народов, связанных общим языком и родственными историческими судьбами. «Единство в языке, делах, мыслях». Тюркские народы, населяющие Россию, должны были, согласно Гаспринскому, в силу своей культурной близости и общей мусульманской идентичности вместе созидать новые формы социальности и культурного бытия. При этом современное знание о мире и современные технологии российским тюркам следовало воспринять из Европы, в частности из России. Соединение традиционного благочестия, новой образованности и передового технократизма должно было открыть тюркам дверь в будущее. К сожалению, идее публициста было не суждено сбыться: тюркские народы выбрали самостоятельные пути развития.

В 1905 году мэр Бахчисарая, Исмаил Гаспринский, при поддержке своих единомышленников создает мусульманскую либеральную организацию «Бутюнрусие иттифак эль муслимин» («Всероссийский союз мусульман») и возглавляет Крымское отделение «Иттифак эль муслимин». Два года спустя Исмаил бей предлагает созвать в Каире Всемирный Мусульманский Конгресс для объединения прогрессивных сил Востока на пути реформ и преобразований.

Крымско-татарский просветитель стоял у истоков Всероссийского профессионального союза полиграфических работников, распространял идеи организации многочисленных «Обществ воспомоществования бедным мусульманам», «Библиотечных обществ» и принимал участие в работе многих из них.

Мировоззренческие принципы и идеи Гаспринского основывались на основе либеральной идеологии, прогрессивного развития общества, дружбы славянских и тюркских народов, конфессиональной терпимости христиан и мусульман, неприятия радикальных требований социалистов. Он выступал за эволюционные формы развития общества.

Если говорить о литературном таланте представителя крымско-татарского народа, то его перу принадлежат несколько художественных произведений: роман «Французские письма», частью которого является утопическая повесть «Дар уль Рахат мусульманлары»; повесть «Африканские письма — Страна амазонок»; рассказ «Арслан Кыз», новелла «Горе Востока», эссе «Русское мусульманство. Мысли, заметки и наблюдения мусульманина», «Русско-Восточное соглашение. Мысли, заметки и пожелания» и многие другие произведения. Таким образом, мы видим, что Гаспринский оказал значительное влияние на развитие мусульманского общества, но и явился родоначальником многих литературных и публицистических жанров не только у крымских татар, но и у других тюркских народов.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle