• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Дочь Марджани Галия также считалась лучшей ученицей

Время чтения: 3 мин
3756

Текущий год проходит под знаком выдающегося религиозного и общественного деятеля, ученого и философа, историка и этнографа Шигабутдина Марджани (1818-1889).

В 1915 году во время подготовки к 100-летию мыслителя в Казани была издана книга, посвященная великому ученому. В нее вошли сочинения Ш.Марджани, воспоминания о нем. Среди авторов этого фундаментального труда был Шагар Шараф – крупный ученый и журналист. Именно ему выпала честь написать наиболее полную и достоверную биографию  богослова.
Islam-today продолжает публикацию глав из этого очерка.

13. Нурулгаян ибн Гайнекамал. Родом из села Каран Белебеевского уезда. Считался самым искренним и привередливым в постижении наук в медресе Марджани. Был в особом почете у своего наставника, который доверял подопечному вычитывать свои самые сокровенные исследования. После завершения учебы в медресе 2-3 года работал преподавателем. В библиотеке ученого имеются его труды по различным аспектам исламского права и спорным вопросам по разделу имущества среди наследников, исковым заявлениям и спорам в вероисповедании. После смерти отца – известного мударриса, был избран имамом и два десятилетия вел преподавательскую деятельность, воспитал достойных преемников. Скончался во время хаджа в 1311/1893 году.

14. Хуснутдин ибн Сиразетдин. Начальное духовное образование получил в медресе села Чакмак, а затем в медресе Марджани, окончив которое долгие годы работал там же хальфой. Затем был назначен имамом деревни Такерман Мензелинского уезда, с большим усердием вел большую просветительскую деятельность. Неустанные труды на ниве просвещения получили признание в народе, у него появилось много достойных последователей и шакирдов

15.Миргаляутдин ибн Абдельмагалим. Родом из села Варяш Мензелинского уезда. Родной брат упомянутого выше Мингазетдина. После завершения учебы в медресе Марджани продолжительное время работал педагогом. Был широко образованным и прилежным учителем и воспитателем и потому его уроки пользовались популярностью у шакирдов. В медресе за ним закрепилось имя «Миргали хальфа». Вернувшись в родные края, исполнял должность имама села Мелля Тамак. Всю последующую жизнь посвятил распространению знаний, чтению книг, а также преподаванию в медресе этого села.

16. Бурханутдин ибн Габдуррафик аш-Шабкави. Один из выдающихся шакирдов, получивших образование у Марджани. Он был участником многих меджлисов, которые проводил ученый, оказывал ему помощь в исследовательской работе. В частности, его рукой внесены некоторые дополнения в рукописи книг «Мустафадель-ахбар» и «Вафиятель-асляф». Он является автором краткой биографии учителя. Именно с его именем связаны издание таких книг Марджани, как «Хаккуль-магрифат» и «Фауаиде мухимма». Он и в настоящее время находится в добром здравии, исполняет должность имама-мударриса и ахуна села Казаклар.

17. Сафиулла ибн Габдулла. Родом из села Цильна Симбирского уезда. В начале работал преподавателем арабского языка в Буинском медресе, а затем стал работать в медресе Марджани. Его уроки пользовались большим вниманием у учащихся, и редко кто из шакирдов отказывался посещать его уроки. Перебрался преподавать в медресе города Хан Урда, однако под влиянием недоброжелателей, действовавших при покровительстве богатеев, был отлучен от медресе. Позднее вновь возвратился в Казань и стал имамом первого прихода. Вместе с сыном Марджани Бурханутдин хазратом приступил к педагогической деятельности.

18. Галия бинт Шигабутдин. Старшая дочь Марджани. Ученый придавал исключительно важное значение воспитанию и образованию своих дочерей. Он лично занимался их обучением. В частности, эту дочь он обучал морфологии и синтаксису (по учебнику Замахшари «Муфассаль»), а также книгам «Халяби», «Хидайя». Кроме того он штудировал с ней книгу «Мустафадель-ахбар», преподавал ей математику, персидский язык, кираат. При жизни Марджани она выучила Коран. Из всех детей ученого Галия ханум испытала наибольшее влияние своего знаменитого отца. Она изучила арабский и персидский языки и свободно читала книги на этих языках. Галия ханум состояла в браке с вышеупомянутым Сафиуллой хазратом и оказывала огромную помощь в научной работе как своему отцу так и своему супругу. Некоторые издания Священного Корана появились на свет в результате ее внимательной корректорской работы.

С книгой о Марджани в арабской графике можно познакомиться на портале www.darul-kutub.com

Социальные комментарии Cackle
Яндекс.Метрика