• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"Дитя ислама". Часть 1

Время чтения: 3 мин
4257

Февраль 1925 года. Казанские татары живут в ожидании приезда муфтия Ризаэтдин бине Фахрутдина. Его визит не был случайным. В религиозной жизни мусульман обнаружились тенденции к реформам, инициатором которых выступал и сам муфтий. Между его сторонниками и приверженцами незыблемости внешних атрибутов веры, таких как запрет на посещение мечетей женщинами, чтение молитв на арабском языке, запрет на толкование Корана и многое другое, то и дело происходили споры. Ситуация складывалась так, что сторонники ортодоксальных позиций высказывались за создание независимого Духовного управления. Посещение Казани муфтия было также вызвано тем, что правительство республики в нарушение постановления ЦИК чинило препятствия в вопросах религиозного образования детей и подготовки духовенства.

Ризаэтдин бине Фахрутдин приехал в Казань 20 февраля. В эти дни в школе им. Вахитова, находившейся в бывшем здании Галеевского медресе, пятнадцатилетний yченик Исхак Закиров представил своим сверстникам выпущенный им рукописный журнал «Яшь динче» («Молодой верующий»). В нём он поместил собственное стихотворение на религиозную тему, а также другие материалы светского характера, рассказ «Царица Сююмбикя и её сын Утямыш» М.Акчурина, головоломки, юмористические рассказы, материалы из только что вышедшего в Уфе журнала «Ислам». «Яшь динче» представлял собой обыкновенную ученическую тетрадь. Материалы для него Исхак готовил со своим младшим братом Усманом. Через месяц они выпустили ещё один номер журнала, который был посвящён памяти Габдуллы Тукая. На обложке Исхак нарисовал портрет народного поэта. Как и в первом номере здесь были и материалы на религиозную тему. Стихотворение «Рамазан» было посвящено месяцу уразы. В нём прославлялась милость Всевышнего, и был призыв к соблюдению поста. На обложке было написано: «Пусть будет благословенным Рамазан»!

Что двигало молодыми «подвижниками веры», в то время, когда в стране в связи с партийными установками разворачивалась антирелигиозная пропаганда? Все печатные издания поддерживали государственную политику воинствующего атеизма. В рабочих клубах проходили атеистические диспуты, итог которых был заранее предрешен. Молодые безбожники- комсомольцы устраивали обструкцию выступавшим в защиту религии. Немудрено, что в этой обстановке мусульманское духовенство отказывалось участвовать в таких мероприятиях. Однако были молодые верующие, которые пытались искать истину. Среди таких был и Исхак Закиров, росший в религиозной семье. Он видел как в печати «знатоки от религии», не зная Корана, дают ему вольную интерпретацию, как подвергаются осмеянию авторитеты татарской интеллигенции лишь только за то, что они посещают мечети, как ислам противопоставляется интересам государства.

Выпуск журнала было попыткой Исхака открыто высказать своё мнение и довести его до своих сверстников. Аллах наделил его чутким, отзывчивым сердцем и теми добродетелями, которые привили ему родители на основе учений Корана. Не случайно в первом номере своего журнала он поместил стихотворение «Отец и мать дороже бриллианта». Первые два номера журнала не могли вызвать того интереса, на который рассчитывал Исхак, но это не огорчило его, и он принял решение создать коллективный журнал, на страницах которого, выступили бы его сверстники, молодёжь. Эту идею поддержали учащиеся школы им. Вахитова Гумер Габитов, 3уфар Абдуллин, Абдулхак Сагеев, ученики школы № 9 им. Г. Тукая Хамид Шакиров и Анвар Исламов. С мая 1925 года журнал стал выходить под названием «Ислам баласы» («Дитя ислама»).

(продолжение следует)

Ровель Кашапов

Социальные комментарии Cackle