«Дитя ислама». Часть 3
Самый старший из авторов журнала Зуфар Абдуллин в статье «Будущее журнала» писал: «Задача журнала в защите религии и противодействии нападкам на нее со стороны безбожников весьма трудная, требующая максимального труда, затрат. Это наш долг».
В следующей статье «За кем правда?» он, информируя о двух антирелигиозных диспутах, состоявшихся в Казани, объясняет успех атеистов тем, что они создавали для себя благоприятную обстановку, избрав угодный им президиум. И вообще вели себя нечестно. Он подчеркнул, что с этого номера журнал должен активнее противодействовать антирелигиозной пропаганде. И действительно, начиная с 28 номера, содержание журнала меняется. От литературных и подчас детски наивных заметок авторы переходят к более содержательным публикациям религиозного характера, в т.ч. о деятельности казанского мухтасибата.
Яркой по убедительности и содержанию была статья Исхака Закирова «Почему я мусульманин?». Он утверждал, что атеисты, используя поддержку государства, не дают возможности свободно высказывать мнения в защиту религии. Высмеивая рьяных критиков ислама, Исхак утверждал, что они не могут выступать против Корана, так как не изучили его. Мало того, эти активисты в большинстве своём не владели татарским языком. По его мнению, атеизм может быть изжит только получением разносторонних знаний, на что есть прямое указание в Коране.
Последний - 37 номер журнала "Дитя ислама" вышел в феврале 1928 года. Последний, потому что предшествовавшие этому события предопределили его судьбу. Объём журнала не позволял молодым авторам достаточно полно выражать своё отношение к событиям, происходившим в общественно-политической и религиозной жизни. Поэтому они выпускали брошюры как приложение к журналу. Всего было выпущено 8 номеров, написанных от руки. В них анализировались материалы, опубликованные в официальной печати.
Примечательной в этом отношении была брошюра, посвященная статье «Старого безбожника» о невозможности совместить религиозные убеждения с соблюдением советских законов, опубликованная в «Кызыл Татарстане» 20 марта 1928 года. Исхак Закиров опровергал утверждения «Старого безбожника», говоря, что государство должно стоять вне религиозных убеждений граждан, и если оно отдаст предпочтение какой-либо религии, то тем самым совершает преступление, разжигая межрелигиозную рознь.
Авторами материалов, помещавшихся в брошюрах, кроме И. Закирова, были Зуфар Абдуллин — учащийся Педагогического техникума — и Абдулах Сагеев, с которым Исхак в 1923 году получал начальное религиозное образование у муэдзина Казаковской мечети Шарифзяна Ибрагимова. Они составляли редакционную коллегию журнала.
Ровель Кашапов
С предыдущими частями можете ознакомиться здесь: "Дитя ислама". Часть 1
"Дитя ислама". Часть 2