Дербент — ворота ислама между Востоком и Западом
Роль Дербента в распространении ислама
Город Дербент, расположенный на юге Республики Дагестан, широко признан одним из самых важных мест в истории распространения ислама. Город был ключевым городом на Кавказе, служившим воротами между Востоком и Западом.
Многие века Дербент играл решающую роль в исламском мире, являясь важным торговым и религиозным центром для мусульманских купцов и ученых.
На территорию Кавказа ислам стал проникать очень рано, еще при праведных халифах Умаре (634-644), Усмане (644-565) и Али (656-661).
А во времена правления омейядской династии ислам значительно расширил территорию распространения и укрепил свои позиции на Южном Кавказе. Так арабские воины на территории Азербайджана появились в 639 году, а в районе Дербента-в 642 году.
Пути появления ислама в России: тенгрианство тюрков и схожесть с арабами
Таким образом Дербент впервые познакомился с исламом в VII веке, когда во времена правления халифа Умара ибн аль-Хаттаба (р.а.) в регион прибыли арабские мусульманские силы.
Город в то время был частью Сасанидской империи, и персидские власти, контролировавшие территорию, пытались противостоять арабскому вторжению.
Однако после продолжительной осады арабским войскам удалось взять город под свой контроль, и он стал частью мусульманского мира.
После арабского завоевания Дербент быстро превратился в центр исламской науки и образования. Мусульманские ученые со всего исламского мира приезжали в город, чтобы учить и делиться знаниями.
Это помогло сделать город важным центром исламской культуры и обучения.
Укреплению позиций ислама в XI-XII веках в ряде районов Южного Дагестана содействовал Ширван. Однако первостепенную роль в распространение ислама в Дагестане сыграл Дербент.
Исследователи отмечают, что в южных районах Дагестана, центром которого является Дербент, распространение ислама происходило в своеобразных условиях. Прежде всего это было вызвано с географической и политической раздробленностью населения региона.
В Дербенте планируют реставрировать Южную стену крепости у ворот Орта-Капы
К XIV веку ислам занял прочные позиции в районах, где проживают лезгины, агулы, табасараны, цахуры, рутульцы. Об этом говорят многочисленные исторические памятники, прежде всего старинные мечети и другие культовые сооружения.
Дербент был одним из основных торгово-ремесленных центров Кавказа, был более крупным городом по тому времени, чем Тбилиси.
Он служил портом; здесь скрещивались торговые пути из стран Ближнего Востока, Средней Азии, Дона, Волги.
Стратегическое расположение города также сыграло значительную роль в распространении ислама.
Дербент находился на пересечении торговых путей и был воротами между Европой и Азией. Не даром в разных языках название города было связано с «воротами»: персидское «Дер-бенд», что означает «Закрытые врата», арабское «Баб аль-абваб» – «Ворота ворот», тюркское «Демир капы» – «железные ворота», грузинское «Згвис карибче» — «Морские ворота» и другие.
Это сделало его важным торговым центром, привлекающим купцов со всего исламского мира. Когда эти купцы путешествовали в Дербент и обратно, они несли с собой учение ислама, помогая распространять веру в различных регионах.
Еще одним ключевым фактором распространения ислама в Дербенте было влияние живших в городе суфиев. Суфизм, мистическая форма ислама, которая подчеркивает важность внутреннего духовного опыта и личной преданности Всевышнему.
Дербентские суфии были известны своим благочестием и преданностью, а их учение помогло привлечь в ислам многих людей.
Дербент сыграл решающую роль в распространении ислама, прежде всего в кавказском регионе. Город имел стратегическое расположение, был важным торговым центром и центром суфизма.
Все это способствовало тому, что Дербент превратился в важнейший город исламской культуры и образования на Кавказе.
Сегодня Дербент – это по-прежнему важный центр исламской культуры и образования.
В городе находятся многочисленные мечети, медресе и исламские памятники, в том числе знаменитая Дербентская крепость и Джума-мечеть, внесенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Город продолжает привлекать ученых и студентов, изучающих ислам, что делает его важным центром кавказского исламоведения.
Свадьба в Дербенте попала в Книгу рекордов Гиннеса как самая многонациональная
Автор: Дамир Гайнутдинов