Что случилось с мусульманами после падения Казанского ханства?
После падения Казанского ханства для управления новыми завоеванными землями на Востоке был создан особый Казанский приказ.
В ведении этого государственного органа находились обширные земли, лежавшие к востоку от Москвы и включавшие в себя завоеванное Казанское ханство, Урал и низовья Волги. Для мусульман, живших на этих обширных землях, наступили трудные времена.
Во время покорения Казани Иваном Грозным в 1552 году город претерпел сильные разрушения, а его жители подверглись особо жестокому обращению. Не менее безжалостными были русские войска и по отношению к жителям других соседних земель.
За смертью царя Ивана вместо облегчения последовали опустошительный голод 1601 года и Смутное время – период самозванцев, гражданской войны и иноземного нашествия, длившийся с 1605 по 1613 годы.
С восхождением Алексея Михайловича на московский престол в 1645 году изменилась политика Русского государства по отношению к своим подданным-мусульманам. В 1649 году было принято Соборное Уложение – новый свод законов России.
В нем содержался пункт, запрещавший мусульманам обращать русских в ислам «силой или обманом». Любой мусульманин, уличенный в этом, подлежал сожжению на костре.
Например, Хусаин Амирханов в своей книге «Таварих-и булгарийа» (1883 год) охарактеризовал правление Алексея Михайловича как время, когда убивали мусульманских ученых и сжигали мусульманские книги. На самом деле ситуация была намного сложнее.
Российские законы против ислама больше всего повлияли на татарских мусульманских аристократов, которые постепенно отходили от местной политической и общественной жизни.
В 1651 году Алексей Михайлович запретил Касимовскому ханству общаться с мусульманами за пределами границ России, включая дипломатов и послов из Ирана, Бухары, Ургенча и Ногайской Орды, которые проходили через ханство на пути в Москву и обратно. К 1660-м годам восточная окраина российских земель становилась все более опасной.
В феврале 1662 года Ирка-мулла – мусульманский посланник Алексея Михайловича к калмыцкому предводителю Абылай Таши, был ограблен Арылсан-беком и его башкирскими сторонниками.
К октябрю часть башкир соединилась с Абылаем Таши и напала на слободы вокруг Уфы и Мензелинска. Алексей Михайлович призвал казанских и пермских чиновников собрать войско из новокрещеных подданных, татар-мусульман, мурз и чувашей, чтобы остановить и рассеять «предателей».
И таким образом не дать им переправиться через реку Каму и угрожать Казани. В 1670 году восстание Степана Разина принесло еще больше насилия в регион. Разин обратился к мусульманским духовным лидерам и дворянам Казани. Одни мусульмане поддержали его, а другие нет.
Начало 1680-х годов нанесло еще несколько ударов по мусульманским подданным России. В 1680 году на Среднее Поволжье обрушился свирепый голод, унесший жизни тысяч людей.
В том же году Алексей Михайлович вернул новокрещеным татарским дворянам Романовского уезда ранее конфискованные у них земли и освободил их от государственной службы на три года в награду за обращение в христианство.
В 1681 году его сын, царь Федор Алексеевич, издал указ о конфискации земель у дворян-мусульман, отказавшихся принять христианство. В скором времени часть дворян-мусульман Романова и Ярославля подчинились.
В том же году умерла мать последнего касимовского хана из шибанидской династии. Касимовское ханство было ликвидировано, а его территорию отдали под управление Казанского приказа.
Касимовское ханство было создано московскими князьями как буферное государство между Московией и Казанским ханством. Тем не менее, после завоевания Казани русскими, Касимов (Хан Кирман) с его тюркско-мусульманским царским двором являлся последним оплотом мусульманско-чингизидского правления.
Читайте также: История Казани: тайны подземных ходов
Это ханство сохраняло историческую связь с Золотой Ордой и позволяло казанской мусульманской аристократии и улемам полагать, что они все еще живут на мусульманской земле (дар аль-ислам), даже когда они жили под властью православного царя и служили в его армии.
В 1682 году среди башкир появился человек по имени Сайид-Джафар и стал призывать их принять ислам и жить по правилам веры. В более поздних историях его назовут святым (аулия) или чудотворцем (карамат иясе).
В одних источниках он идентифицируется как хан башкир, а в других — как человек, стремившийся сделать себя ханом. При этом некоторые башкирские предводители не желали, видеть его ханом. Они перешли на сторону русских и ополчились против него и его сторонников.
Возникший в результате конфликт продолжался до 1683 года, и, согласно казанским мусульманским источникам, тогда много людей погибло.
Основной источник:
Исследования Даниэллы Росс
Автор: Дамир Гайнутдинов