Чем примечателен «Век Ислама» для всего тюркского мира?
Известный политический и общественный деятель, публицист, историк, тюрколог, профессор Ахметзаки Валиди Тоган (1890-1970) в свое время исследовал происхождение древних тюрков по первоисточникам. Он обращается к трудам великого богослова и мыслителя Шигабутдина Марджани, выдающихся европейских ученых В.Радлова, В.Бартольда, Г.Говарта, Ч.Френа. В результате в 1911 году им была издана книга «Кыскача төрек вә татар тарихы» («Краткая история тюрков и татар»), получившая добрую оценку общественности и принесшая автору большую известность.
Islam-today предлагает вниманию читателей отрывки из указанной книги.
После того как прекратило свое существование Великое огузское государство к началу тринадцатого века тюркский мир пребывал без своего кагана вплоть до восхождения на престол Чингиз хана. К тому времени территории, заселенные тюркскими племенами были раздроблены на мелкие ханства, которые постоянно враждовали между собой. Подобные ханства получили большую известность поначалу в Монголии, на берегах реки Орхон, а затем в отрогах Тянь-Шаня, на землях Турфана, Хами и Урумчи. Уйгурское ханство господствовало на территориях нынешнего Кашгара, Самарканда и Бухары. Там правили знаменитые тукуз-огуз ханы. На месте слияния Камы с рекой Волга расположилось Булгарское ханство. В нижнем течении Волги, в месте ее излучины с Каспийским морем были Хазарское и Кипчакское ханства. Самым выдающимся событием, произошедшим после прекращения огузского владычества, за значительный период в пять веков было, конечно же, принятие тюркскими племенами мусульманской религии. Это было поистине драгоценным подарком Всевышнего для всех этих народов. Тюрки за это пятисотлетие познавали Ислам, а потому этот период в их истории известен как исламская эпоха.
Катиба и впоследствии Насир из числа арабских эмиров, которые завоевали территории тюрок в Средней Азии, не ставили перед собой цели только в завоевании городов и тюркских племен, одной из важнейших задач, которую они ставили перед собой – распространение Ислама и его идеологии. В середине восьмого века эмир Насир достиг пределов города Кашгара в Восточном Туркестане. Воинственные арабы захватили обширные территории на западе Хазарии. Арабские лекари и торговые люди были частыми гостями в Поволжье. Великий Булгар вел оживленную торговлю с Багдадом, который считался сердцем арабского халифата, а также с мусульманской Персией. Обычным делом было повстречать на булгарском базаре купцов из мусульманских стран и булгарских торговых людей на торжищах арабских стран. Точно такие тесные взаимоотношения были между тюрками Средней Азии и Туркестана с одной стороны и купцами из арабских стран.
В те далекие времена среди тюрок были также распространены их собственно языческие верования, а также христианство и иудаизм. Древние тюрки видели насколько истинна религия, которую проповедовал Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), восприняли ее и начали ее изучать. Арабские улемы не щадя сил и энергии передавали знания об Исламе. В связи с тем, что большая часть народных масс придерживалась Ислама, ханы тоже были вынуждены воспринять Ислам. Первоначально в мусульманство вступил хан Великих булгар Алмас сын Сальки. В 309 году по хиджре или в 921 году по милади он направил багдадскому халифу Муктадиру посольство, целью которого было привлечь улемов из Багдада, способных обучить нормам Шариата и религиозным ритуалам. Халиф радушно принял послов и вместе с ними направил в Булгар своих выдающихся ученых в лице Сахсана ар-Расиби, Бадра аль-Харими, Ахмада ибн Фадлана. Миссия, выехав из Багдада, через Иран, Бухару, Хорезм (территория нынешнего Хивинского ханства) добралась до Булгар.
Когда до Булгар оставался день пути, на встречу гостей вышли визири, сыновья и многочисленные родственники хана. Они встречали путников хлебом-солью и чашами, наполненными просом. А когда до Булгар оставалось пятнадцать верст, встречать гостей вышел Алмас хан. Он по старинному обычаю спешился и совершил саджда-колено преклонение перед дорогими и уважаемыми гостями. Приветствуя гостей, хан рассыпал золотые и серебряные монеты, которыми полнились рукава его одежды. Гости торжественно и пышно въехали в город Булгар. Для них был отведен специально возведенный шатер из войлока. Где в течение четырех дней они в торжественной обстановке в присутствии выдающихся людей из различных городов Булгара и более мелких ханов провели праздник принятия Ислама.
Это событие было настолько великолепно и многолюдно, что навсегда закрепилось в народной памяти. Хан вместе со своим ближайшим окружением принял Ислам перед посланцами Багдада. Он поменял свое языческое имя «Алмас» на мусульманское «Джагфар» и наказал читать хутбы в мечетях с упоминанием его нового имени. Это памятное событие произошло 16 мухаррама 310 года по хиджре или 15 мая 922 года по милади.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.