• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Актуальность определения точной даты начала Рамадана век назад и сегодня

Время чтения: 4 мин
5015

В 1915 году во время подготовки к вековому юбилею выдающегося религиозного и общественного деятеля, ученого и философа Шигабутдина Марджани (1818-1889) в Казани была издана книга, посвященная великому ученому. В нее вошли сочинения богослова, воспоминания о нем. Составители сборника включили в него отрывки из трудов богослова по злободневным вопросам Ислама, которые не потеряли своей значимости и в наше время. Один из очерков посвящен Благословенному Рамадану. Автор его Хасан-Гата Мухамметович Габяши (1863-1936) - выдающийся релиогиозный и общественный деятель, богослов, ученый-тюрколог. В свое время трижды избирался членом Оренбургского магометанского духовного собрания и исполнял обязанности кадия. Его перу принадлежит фундаментальный труд «Муфассал тарих каум тюрки» («Подробная история тюркских народов»). Вот как Х-Г.Габяши оценивает труды Марджани.

Islam-today предлагает читателям этот очерк

Милостью Аллаха хазрати Марджани взял на себя смелость поднять один из важнейших вопросов, который волновал всех правоверных – наступление Священного месяца Рамадан – начало уразы и по окончании месяца выход из нее. (К великому сожалению нынче (1332/1914) праздничные службы в мечетях в честь Курбан байрама продлились до пяти дней с четверга 16 го числа до понедельника 20-го). В те времена начало Благословенного Рамадана затягивалось на целых три дня и праздничные службы продолжались до трех, а порой и до четырех дней. В связи с этим простые мусульмане испытывали массу неудобств. И Марджани приложил массу усилий и энергии, чтобы доказать и объяснить недопустимость подобных вещей. Многие наши единоверцы, обладающие ясным разумом и чистой душой, с одобрением восприняли эту инициативу  ученого-богослова. Однако есть и такие, кто не может отказаться от пагубного влияния старых привычек вот именно они и становятся преградой. Они вводят в заблуждение наших единоверцев. Более того в настоящее время, когда самого ученого с нами уже нет, встречаются и такие, кто не довольствуется «затягиванием» начала уразы на три-четыре дня и соответственно праздничных служб, есть люди, которые придерживаются мнения о том, что мол «если увидели молодой месяц, начинайте соблюдать уразу, а если нет, то можно начинать поститься и на следующий день». Правоверные в замешательстве и не ведают, когда начинается месяц Рамадан, когда наступает Шаабан и Шавваль.

Страдают от этого не только люди, находящиеся в путешествии, но и торговцы, приказчики, служащие, шакирды, му’аллимы и представители иных слоев общества. Представьте, они в неведении, когда будет ураза, когда начинается праздник Ураза байрам и другие памятные даты. А ведь каждый день, каждый час и даже минута нашей жизни в этом мире не имеет себе цену и неповторимы. Невозможность определить дату религиозных мусульманских праздников причиняет большие неудобства и причиной тому по большому счету – невежество. К тому же наши единоверцы служат в госучреждениях, несут воинскую обязанность, работают в полиции. Помимо того в государственных учебных заведениях обучаются множество учащихся и преподают педагоги. Есть и такие, кто отбывают наказания в тюрьмах. Многие служат приказчиками и работниками в заведениях, где руководителями являются христиане. Им приходится принимать участие и в православных праздниках, так как их невозможно выделить из коллектива и заставить работать, когда большинство празднует. В свои мусульманские праздники им предоставляется лишь один день, а потому крайне важно заранее определить дату мусульманского праздника, чтобы найти замену или отсрочить часть работ на иные дни.

В связи с этим ежегодно Главный штаб армии и департамент заранее должен иметь точные сведения о предстоящих Ураза байрам и Курбан байрам и запрашивает эти сведения у Духовного управления мусульман. Высокие инстанции не могут довольствоваться ничего не значащими предположениями типа: «Если появится молодой месяц, то праздник начнется в субботу, а если не обнаружится, то в воскресенье». Чиновники из высоких кабинетов заявляют: «В государственных делах не может быть и речи о подобного рода заявлениях, а потому извольте назвать конкретную дату!» Потому-то Духовное управление вынуждено объявить определенный день календаря, в противном случае все те, кого мы привели выше останутся, как говорится, несолоно хлебавши. Никто не может предположить будут ли безоблачными дни в предстоящем году в конце месяца Шаабана и Рамадана и можно ли будет увидеть на небе молодой месяц, а обнаружив его, донести эту весть до наших единоверцев. Остается единственный путь определения начала календарного месяца, установление и вычисление момента, когда луна во время продвижения по своей орбите выравнивается с солнцем и наступает время, когда она идет на убыль и начинает отдаляться от солнца. Эти данные наиболее точно могут дать ученые, специализирующиеся в астрономии и математике.

(продолжение следует)

С книгой «Марджани» можно ознакомиться на портале www.darul-kutub.com

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle