• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Ахмед, Гани и Махмут Хусаиновы и их детище – знаменитое медресе «Хусаиния»

Время чтения: 4 мин
6815

Медресе Хусаиновых, Меценатство, История

Медресе Хусаиновых, Меценатство, История

На рубеже 19-20 веков в России как грибы после дождя стали возникать религиозные учебные заведения – медресе нового типа. На смену старому укладу шел новый капиталистический способ производства. Обществу требовались квалифицированные педагоги, инженеры, технологи, экономисты. Деловые люди для расширения своего бизнеса приглашали специалистов из-за рубежа. Однако нужны были свои кадры. Восполнить этот пробел должны были учебные заведения нового образца. Одно из них было организовано в пригородах Оренбурга. Свою работу оно начало в 1889-1890 учебном году. До наших дней сохранилось его огромное трехэтажное кирпичное здание, в котором уже в то время было центральное отопление и электричество. В нем были размещены учебные классы, кабинеты, библиотеки, интернат и столовая. Количество учащихся в медресе в некоторые годы доходило до 500 шакирдов. Контингент воспитанников состоял из жителей всех губерний России, Крыма, Кавказа, Средней Азии и Сибири. Наряду с богословскими дисциплинами в медресе преподавались светские науки. Кто же стоял у истоков этого учебного заведения? По чьей инициативе и материальной поддержке была основана «Хусаиния»?

Главную роль в истории возникновения медресе играли братья Хусаиновы - Ахмед-бай (1837-1906), Гани-бай (1839-1902) и Махмут-бай (1839-1910).

Родом они были из Сеитовой слободы. Их дед Иманкул в свое время перебрался сюда из села Кибякозино Мамадышского уезда. Слобода стоит на торговом пути из Средней Азии, а потому каждый третий ее житель был связан с торговлей. Не удивительно, что потомки Иманкула в том числе его праправнук – Гали Хусаинович были купцами. Однако дела его с каждым годом шли все хуже и хуже. Доподлинно известно, что трем своим сыновьям 54 летний неудавшийся купец оставил крупные долги и разоренное хозяйство. Старший из них Ахмед прислуживал у зажиточного односельчанина-купца. В летнюю пору он со своими братьями уходил в степь, где ставил силки и отлавливал зверюшек, их высушенные шкурки затем продавались на базаре. Кроме того братья приноровились мастерить кирпичи из глины, высушив их на солнце, они сбывали по выгодной цене. Вот так копейка к копейке сложился их «первоначальный капитал». Со временем купцы первой гильдии - братья Хусаиновы удерживали в руках монополию по торговле шестью, кожами, мясом. Поставляли товары на крупнейшие ярмарки того времени – Ирбитскую, Макарьевскую, в Среднюю Азию. На пике своей деятельности их продукция поставлялась даже на рынки Западной Европы.

Но самое главное в их неустанных трудах состояло в том, что львиную долю своих доходов они направляли на благотворительность: на постройку мечетей, медресе и школ. Из средств Хусаиновых выплачивалось жалование свыше сорока педагогам, лучшие шакирды и ученики, решившие продолжить образование в университетах России и Европы, обеспечивались именными стипендиями. Кстати, после завершения своего образования «стипендиаты» должны были непременно вернуться в свою «альма матер» и четыре года обучать шакирдов наукам, которые они постигали в вузах.

Идея построить медресе, которому бы не было равных в округе, пришла не сразу. Братья поначалу собирались основать его в Сеитовой слободе, однако им приглянулись компактно расположенные здания старинных медресе. Было решено выкупить этот участок и на нем возвести основной учебные корпус медресе, каменную мечеть, дом имама, двухэтажные общежития для педагогов и шакирдов. Таким образом, уже в те годы был создан своего рода «кампус» в современном смысле этого слова. Строительные работы были завершены полностью к 1905 году.

Курс обучения в медресе занимал 14 лет и состоял из четырех циклов. Три года начальной школы – ибдидаи, четыре года средней школы – рушди, четыре года неполной высшей школы – игдади и три года законченной высшей школы – галия. По желанию учащегося можно было приостановить обучение в медресе после окончания цикла игдади и начать самостоятельную педагогическую деятельность в сельской школе или медресе, а можно было и после завершения цикла рушди поступать в профессиональные училища, после окончания, которых продолжать свое образование в вузах России или Европы. В учебной программе медресе, естественно, главное место занимали богословские дисциплины, история Ислама, каноны Шариата, арабский и персидский языки. Из светских наук преподавались история России и история мусульманского мира, этика, философия, логика, правила приличия в обществе, каллиграфия, черчение, музыка, рисование, гигиена, география, бухучет, физика, химия, немецкий и французский языки. В медресе подобрался сильный педагогический коллектив, состоящий из 35 человек. Большинство учителей в свое время окончили крупные учебные заведения Стамбула, Бейрута, Каира, Средней Азии и Европы. Несколько лет своей жизни посвятил преподавательской работе в медресе крупный богослов, ученый и писатель Ризаэтдин Фахрутдинов, общественный деятель и журналист Фатих Карими, ученый-богослов и знаток арабского языка Муса Бигиев, писатель Шариф Камал, историк и общественный деятель Заки Валиди, поэт Сагид Рамеев.

Делами медресе распоряжался Попечительский совет во главе с Ахмедом баем Хусаиновым, после его кончины эту должность занял его брат Махмут.

За тридцать лет работы «Хусаинии» из ее стен вышли сотни служителей культа, ученых и общественных деятелей, писателей и журналистов.

После октября 17 года учебное заведение было преобразовано в педагогический институт.

Islam-Today

Что Вы думаете по этому поводу?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle